Александра Смолич (amsmolich) wrote,
Александра Смолич
amsmolich

Categories:

Псков

5 ноября 2017


Псков (в старину Плесков) – один из древнейших городов, существовал еще во времена призвания князей. Новгородская земля, открытая с запада и юга для нападений, нуждалась в устройстве укрепленных городов. Уже в глубокой древности здесь был Изборск, который затем уступил первенство Пскову, имевшему важные преимущества благодаря своему местоположению. Находясь в углу, образуемом реками Псковою и Великою, Псков являлся стратегическим и торговым пунктом, так как река Великая вместе с двумя озерами соединяла его со всею Псковскою землей и соседними землями. Псков был защищен своим естественным положением и искусственными укреплениями. Угол между Псковой и Великой, отделенный стеною от посада, представлял собой детинец, Кром (кремль), в котором находилась главная святыня Пскова – Троицкий собор.

P1470235

Первое упоминание Пскова в летописях относится к 903 (6411) году в связи с женитьбой князя Игоря Рюриковича. Согласно легенде «был как-то однажды Игорь на охоте близ Пскова. Покончил он охотиться и поехал домой. Пришлось ему переезжать через реку, и перевозила его в лодке простая поселянка – девушка именем Ольга. Перевозчица так приглянулась князю, что он стал шутить с ней. Она так мудро отвечала Игорю, что тот изумился ее уму и уже не мог расстаться с нею. Он взял Ольгу с собой в Киев и там с ней повенчался»…

new-1

Так гласит предание о княгине Ольге. Карамзин по поводу легенды оставил следующее рассуждение: «Обыкновения и нравы тогдашних времен, конечно, дозволяли Князю искать для себя супругу в самом низком состоянии людей, ибо красота уважалась более знаменитого рода; но мы не можем ручаться за истину предания».


Река Пскова:
P1470198

«Олга от Игоря роди Святослава. <…> А от тех даже и доныне велиции князи влекутся, и прочии князи; вси ти князи от единого Варяга от Рюрика, и от сына его Игоря, и от княгыни Олги Псковны расплодяшася» (2-я Псковская летопись). Да, до Ольги род Рюрика не был нам родным, а наоборот, - совершенно чужеродным. Именно с Ольги начинается наша цивилизация, наша национальность. Известно, что около 963 года из Киева княгиня Ольга послала множество серебра и золота на строительство в Пскове деревянной церкви св. Троицы.
Предполагают, что при Владимире, внуке Ольги, Псков еще не принадлежал Новгороду. Потому что при разделе Русской земли между сыновьями Владимира, его младший сын Судислав был наместником великого киевского князя в Пскове. В 1014 году, когда началась борьба Ярослава с отцом, Владимир выделил из Новгородского княжества Псков и отдал его Судиславу. По смерти Владимира (1015 г.) Судислав стал первым псковским князем и не признал власти Киева, за что в 1036 году был заключен в «поруб» своим братом Ярославом Мудрым. Судислав просидел 35 лет, пережив Ярослава, был освобожден, и постригся в Киеве. Видимо, за это время Псков и подчинился Новгороду.

Около 1130-х первая деревянная Троицкая церковь, построенная на деньги княгини Ольги, простояв почти 180 лет, сгорела.

Образ св. княгини Ольги, написанный печерским игуменом, архимандритом Алипием (Вороновым), в Троицком соборе:
new-2


В 1132 (6646) году новгородцы выгнали своего князя Всеволода Мстиславича. Псковичи уговорили Всеволода стать у них князем. Это не было намерением отделится от Новгорода, но только желанием придать Пскову самостоятельный вид. В 1137 году: «И егда приеха [Всеволод] ко Пскову, священноиноки и священники и все множество народа сретоша его честно с кресты, и многолетствовавше, посадиша его на столе. И мало неколико время пребыв, того же лета и преставился благоверный князь Всеволод, нареченный в святем крещении Гавриил, месяца февраля в 11 день, в четверг масленые недели, а в неделю масленую положен бысть в церкви святые Троица, юже беаше сам создал». Эта вторая Троицкая церковь, где Всеволода похоронили, была при нем отстроена в камне.
Всеволод за его благочестие и благорасположение к духовным был канонизирован, он стал первым местным патроном Пскова.

Vsevolod_of_Pskov


Псковский князь Ярослав Владимирович, желавший присоединится к латинской церкви, в 1233 году был изгнан псковичами, но в 1240 году изменники, кучка бояр во главе с Твердилой, открыли городские ворота, и немцы захватил Псков: «уже бо бяше град Псков взят, и наместникы от Немец посажни». Два года немцы хозяйничали в городе. Те псковичи, что не хотели жить под немцами, бежали в Новгород. Но немцам недостаточно было захватить псковские земли, они думали овладеть и всей Новгородчиной. Тут их остановил Александр, названный позже Невским, который «нача крепити дружину свою: глаголя не в силах бог, но в правде». В 1242 году Александр одержал над немцами победу на Чудском озере.


Ледовое побоище, миниатюра из Лицевого свода:
new-3

Псковичи торжественно встречали Александра: «И якоже приближися князь к граду Пскову, игумени же и попове и весь народ сретоша и пред градом с кресты, подающее хвалу богови славу господину князю Александру». «И рече Александр: о невегласи псковичи, аще сего забудете и до правнучат Александровых, и уподобитеся Жидом, их же препита господь в пустыни манною и крастелми печеными, и сих всех забыша и бога своего, изведошаго я от работы из Египта».
Псковичи не забыли, в память о Ледовом побоище на горе Соколиха в 1993 году поставили Александру Невскому памятник:
P1470186



Этот образ св. Александра Невского был исполнен архидиаконом Серафимом (Вавиловым) в Александро-Невской лавре, незадолго до ареста всей братии в ночь на 18 февраля 1932 года:
new-1

Текст на иконе: «В страшный день Суда Божьего не забуди нас, благоверный княже». Архидиакона Серафима не стало 17 (4) февраля 1938 года на Бутовском полигоне.

Северо-западная граница, установленная Александром Невским в 1242 году по реке Нарве и Чудскому озеру, просуществовала без изменений до Петра Великого. С небольшими изменениями она существует и сейчас. С исторической точки зрения эта граница – рубеж двух цивилизаций, православной России и латинской Европы.

В 1264 (6773) в Литве случился мятеж, и 300 литовских семей во главе с литовским князем Довмонтом «вбегоша» в Псков. Довмонт со своей дружиной просит политического убежища в Пскове ради светлой памяти своей тетки блаженной Евпраксии, любимой псковичами, которая основала в Пскове монастырь Рождества Иоанна Крестителя, ставший усыпальницей псковских княгинь. Псковичи, увидев в Довмонте богатырскую натуру, так полюбили его, что провозгласили его князем.

Лицевой свод: «Того же лета князь Литовский Домант и прииде во Пков со всем родом своим и крестися. И наречено бысть имя его Тимофей»:
Крещение Довмонта


В 1266 году Довмонт ходил на Литву. Перед боем Довмонт обратился к войску: «братье мужи псковичи, кто стар то [ми] отец, а кто млад то ми брат, слышал есми мужество ваше в всех странах; се же вам предлежит живот и смерть; братие моя, потягните за дом святыя Троица и за святые церкви, за свое отечество». И разбили Литву «и возвратишася с радостию к городу Пскову и с многою корыстию».
В 1268 году Довмонт вместе с дружинами князя Дмитрия Александровича и великого князя Ярослава сражался при Раковоре против ливонских рыцарей. В 1269 году «собравшееся поганое Латины и, пришедшее тайно, взяша украины несколько псковских сел». Магистр ордена осадил Псков. Довмонт храбро отстоял город; на помощь подошли новгородцы, и великий магистр, раненый самим Довмонтом, должен был заключить мир.
Со свойственной своему племени переродчивостыо, этот литовский пришелец сделался совершенно русским душой: «Литвин сый родом, по вселении во Псков, аки россиянин стал еси…». И Довмонт породнился с Рюриковым домом, женившись на Марии, дочери сына Александра Невского, Дмитрия.

P1470202

Довмонт много помогал тестю, на тот момент уже великому князю, прогнанного с престола братом Андреем. Но буйные новгородцы снесли Копорье, Довмонт вынужден был отступить. Шведы воспользовались и в 1293 году поставили на новгородской земле Выборгский замок.
В 1299 году ливонские рыцари вновь осадили Псков «хотящее пленинти дом святыя Троица», но были разбиты. Как говорили псковичи: «Не видали мы Батыя, но за Троицы Святыя постояли мы не раз».
Довмонт укрепил Псков новой каменной стеной, которая называется Довмонтовой. Его тридцатипятилетнее княжение было героическим периодом псковской истории, временем блестящих подвигов и побед. Он жил душа в душу с псковичами, ни один князь не был так ими любим, как Довмонт: «бяше бо милостив паче меры, священникы любя, церкви украшая, нищая милуя, и вся праздникы честно проводя, сироты и вдовица заступая и обидимые изимая».

Довмонтова башня:
P1460309

Довмонтов город:
P1460298

В 1299 году: «бяше тогда в Пскове мор вельми зол; тогда благоверный князь Тимофеи, мало поболев, преставился к богу в вечную жизнь, месяца маиа в 20 день <…> и проводиша его священноиноки и священнки и диакони, мнихи и черноризици и все множество люди; тако святое и честное его тело положиша в церкви святыя Троици, с похвалами и песньми духовными. Бысть печаль и жалось велика тогда псковичем». Церковь причислила его к лику святых после нашествия Стефана Батория в 1581 году по случаю чудного явления, о котором далее.

img830
Божией Матери предстоят справа - святой благоверный князь Довмонт (Тимофей), слева - его супруга, преподобная Марфа, в миру Мария Димитриевна. В 1570 году Иоанн Грозный увез этот Мирожский образ из Пскова.

При жизни Довмонта Псков, образуя отдельную землю и особое управление, составлял, однако, с Новгородом федеративное целое на более тесных основаниях, чем с прочими русскими землями. Когда два брата, сыновья Невского, Дмитрий и Андрей, поссорились между собой, и Новгород принял сторону сильнейшего из соперников, Андрея, покровительствуемого ханом, Псков не побоялся принять к себе Дмитрия Александровича, тестя Довмонтова.


Собор Рождества Иоанна Предтечи, основанный по преданию, теткой Довмонта, княгиней Евфросиньей (в иночестве — Евпраксия) в 1120-1130-х годах:
P1470251

По другим источником, монастырь был основан вдовой Всеволода-Гаврила:
P1470244

P1470249

P1470254


Псков стоял на границе земли Новгородской. Хотя Новгород и помогал Пскову обороняться от врагов, но походы новгородцев на немцев всегда вызывали месть последних, обрушивавшуюся на псковичей, «а новгородци не помогоша ни чим». Это приучило псковичей полагаться только на себя, они стали устраняться от участия в новгородском вече, их тяготила зависимость от Новгорода, особенно его правом призывать псковичей на суд и посылать в Псков своих наместников.
После Довмонта псковичи стали брать себе князей из Литвы. Новгородцам пришлось идти на уступки; в 1348 году, по болотовскому договору, они отказались от всякой власти над Псковом и назвали Псков младшим братом.


Мирожский монастырь. Собор Спаса Преображения, 1156г.:
P1470409

P1470429

P1470416

P1470431

P1470424

P1470425

Вид на Мирожский монастырь от Покровской башни:
P1470332


Псков стал таким же вольным городом, как и старший брат, но далеко не был его копией. Ключевский правильно подметил, что переходя «от новгородских летописей к псковским, испытываешь чувство успокоения, точно при переходе с толкучего рынка в тихий переулок». Псковские летописцы описывают преимущественно явления мирного характера, поиски князя, строение церквей, городских стен и башен, знамения от икон, пожары и поветрия («Торг намостиша и на Черехе мост новеи»; стену каменную Пскову поставили за «триста рублев», а по иным сторонам – деревянную; «бысть затмение в луне в полнощи»; «совершены перши у Крому и колокольницу на стене на персех поставили» и т.д.). В Пскове нет ни бурных сцен и побоищ на вечевой площади перед Троицким собором, ни новгородского задора в отношениях с князьями, ни социального антагонизма и партийной борьбы.

Васнецов. Псковское вече
«Псковское вече» В. М. Васнецов


Небесный город Иерусалим, описанный Иоанном Богословом в «Апокалипсисе», к этому времени был изображен на многих иконах, и псковичи на вече приняли решение выстроить его в камне. Третий Троицкий собор был завершен к 1367 году:
new-4


Этот семипрестольный собор с 18-ю храмами Довмонтова города – по числу районов города, воспринимался псковичами земным подобием Града Небесного («яко же Горний Иерусалим»).
new-5


Но при довольно мирном течении внутренней жизни этому городу во внешних делах досталась тяжелая боевая участь. Псков, стоя на рубеже Русской земли, в продолжение трех веков вел упорную борьбу, располагая средствами своей небольшой области. Эта борьба была крупной исторической заслугой не только перед Новгородом, но и перед всей Русской землей тех веков. Эта же борьба в связи с ограниченным пространством области создала главные черты характера псковитян, особенности политического строя и общественного устройства.

Предположительно, на площади перед Троицким собором собиралось вече.
img392

P1470528

P1460281

Значение князя было невелико, псковичи рассматривали его, как кормленщика. Князь исполнял поручения веча, совершал походы, строил города и церкви, но кроме судебной деятельности, служившей для него главным источником дохода, не имел определенной роли в общественных делах – ни в законодательстве, ни в управлении. Псковичи старались точно определить права князя на суде и разделить судебную деятельность между ним и представителем веча. В суде на княжьем дворе участвовали, кроме князя, два посадника, без которых князь не мог ничего предпринять. Суд не принадлежал вечу, кроме преступлений, за которые полагалась смертная казнь (измена, конокрадство, поджигательство, волхование). Была выработана местная Правда – псковская Судная грамота. Таможенная грамота – пример добрососедства – указывает, как нужно торговать с тем, с кем недавно воевал. В основе Таможенной грамоты лежит богатый опыт соседства с представителями другой культуры – литовцами, немцами, шведами, поляками.
Псковское вече держало в своих руках даже второстепенные отрасли управления, бывшие в других местах прерогативою князя. Оно ведало вопросы о войне и мире, сношения с соседями, назначение городских и областных правителей и воевод.
Основная летописная работа велась при церкви св. Троицы, при которой находилась вечевая канцелярия и «ларь», где хранились важнейшие документы Пскова и частных лиц.

P1470541

Причины, обусловившие спокойное течение внутренней жизни Пскова – небольшая территория княжества, отсутствие местных интересов и слабость княжеской власти – делали его мало способным к отражению иноземных неприятелей. Особенно опасны были немцы, которые постоянно стремились овладеть Псковской землей и заключали поэтому договоры с Литвой. Новгород оказывал мало поддержки псковичам вследствие постоянных ссор, одним из источников которых были церковные отношения (Псков зависел от новгородского архиепископа), что заставило псковичей обратить внимание на Москву.
С 1401 года Псков стал принимать князей в качестве наместника великого князя московского. Поначалу московские князья ласково обходились с псковичами. В 1460 году псковичи, теснимые немцами, вынуждены были принять от Ивана III Васильевича наместником его сына. В 1462 году Иван сделался сам великим князем и прислал в Псков наместника без избрания. С тех пор великий князь хотя и уступал иногда при назначении князей, но обыкновенно это назначение зависело уже от его выбора. Иван III Васильевич хотел уничтожить всякое право, основанное «на старине», и вместо него поставить господствующим началом управления и суда свою личную волю.
В 1471 году великий князь пошел на Новгород и потребовал, чтобы псковичи приняли участие в походе. Псковичи умоляли избавить их от этой неприятной обязанности, но вынуждены были подчиниться. Нельзя было не сознавать, что, добивая Новгород, псковичи готовили ту же участь и своей Земле. Главное их участие в последней катастрофе Новгорода состояло в том, что они подвозили запасы для осадного войска, стоявшего около Новгорода — хлеб, муку, рыбу, мед. Псковские купцы продавали разные товары в Ивановом войске. Так не стало Господина Великого Новгорода.
Василий III Иванович продолжал политику отца. Наместник князь Иван Оболенский окончательно вывел псковичей из терпения. В 1509 году Василий велел всем жалобщикам прибыть в Новгород. Псковичей наехало множество. Василий их всех арестовал, а в Псков послал сказать свою волю – вечу не быть и вечевой колокол снять. Псковичи были в безвыходном положении, помощи ждать было не откуда – пришлось подчиниться.
На утро 13 января 1510 года, на рассвете, зазвонил вечевой колокол и уже в последний раз!

P1460288


Но этим беда не кончилась. Василий сделал «разводы», т.е. триста зажиточных семей выведено было в московские волости, а на их место поселены москвичи, которые должны были оставлять свои жилища и ехать в чужую сторону. Земли московских бояр были розданы псковичам, а земли псковских бояр - московским, чтоб в Псковской Земле пресечь историческую непрерывность со стариной.
Для истребления вечевых воспоминаний, великий князь приказал перевести торг от Довмонтовой стены за Средний город. До тех пор в Пскове была вольная торговля, таможенных пошлин не существовало; московские купцы установили тамгу по оценке торговых предметов, как было в Москве.
Московские судьи стали брать взятки, подстрекали стукачей ябедничать, смотрели на суд только как на доходную статью, разоряли честных псковичей. На суде москвич всегда будет оправдан, а псковича оберут, да еще и накажут. У московских судей, — говорит летописец, — правда улетала на небо, а кривда одна оставалась на суде. Все сходило с рук москвичам.
Псковичи, спасаясь от оскорблений, бросали свои дома и имущества и убегали в чужие земли. Многие ушли в монастыри и постриглись. В один год большая часть дворов опустела.
Прежде в Пскове проживало много иностранных купцов; теперь не осталось ни одного! Торговля и промышленность упали и под покровительством московских начальников перешли исключительно в руки поселенцев москвичей. Герберштейн, посетивший Псков в 1517 году, заметил: «почти во всех делах введены были гораздо более порочные обычаи Московитов. Именно Псковитяне при всяких сделках отличались такою честностью, искренностью и простодушием, что не прибегали ни к какому многословию для обмана покупателя, а одним только словом указывали на самую вещь. Прибавлю также мимоходом, что Псковитяне и до сего дня имеют пробор на голове не по Русскому, а по Польскому обычаю».
Псков обеднел и обезлюдел, превратившись в заурядный город Московского государства, а оставшиеся жители из вольных граждан стали холопами.


Церковь Воскресения со Стадища, 1532 г.:
P1470218


Церковь Сергия Радонежского с Залужья, 1582 г.:
P1470267


Церковь Иоакима и Анны:
P1470329


В 1570 году страшная и неожиданная беда обрушилась на Новгород. Царь Иван Васильевич Грозный, со всей своей опричниной и сильным войском, двинулся на Новгород, который был заподозрен в измене, в сношениях с Литвою и польским королем. По пути, без всякого повода, опричники ограбили и разорили город Клин; затем Малюта Скуратов, проходя мимо Твери, заглянул в Отроч монастырь, где томился в заключении митрополит Филипп (Колычев), и задушил его в келии. Грозный окружил Новгород, чтобы отрезать пути к бегству, и вступив с опричниками в город, стал без суда казнить горожан тысячами. Более шести недель продолжались казни, и, по сведениям летописи, граждан новгородских казнено до 60 000…
В ужасе замерли псковитяне, ожидавшие такой же участи, так как царь, по слухам, после Новгорода собирался точно так же казнить «псковских ослушников». В субботу на второй неделе Великого поста подошел Грозный к Пскову, остановился на ночлег у монастыря св. Николы в Любятове.
Псковский наместник, князь Юрий Токмаков, приказал гражданам для встречи Грозного выставить столы с яствами перед входом в их дома на пути царского поезда, а самим стать у столов на колени. «Просите, молите царя, о пощаде, винитесь, кланяйтесь – авось помилует Бог!»

Как тут не вспомнить Потока-богатыря:
11
Испугался Поток, не на шутку струхнул:
«Поскорей унести бы мне ноги!»
Вдруг гремят тулумбасы; идет караул,
Гонит палками встречных с дороги;
Едет царь на коне, в зипуне из парчи,
А кругом с топорами идут палачи,—
Его милость сбираются тешить,
Там кого-то рубить или вешать.
12
И во гневе за меч ухватился Поток:
«Что за хан на Руси своеволит?»
Но вдруг слышит слова: «То земной едет бог,
То отец наш казнить нас изволит!»
И на улице, сколько там было толпы,
Воеводы, бояре, монахи, попы,
Мужики, старики и старухи —
Все пред ним повалились на брюхи.
13
Удивляется притче Поток молодой:
«Если князь он, иль царь напоследок,
Что ж метут они землю пред ним бородой?
Мы честили князей, но не эдак!
Да и полно, уж вправду ли я на Руси?
От земного нас бога Господь упаси!
Нам Писанием велено строго
Признавать лишь небесного Бога!»
14
И пытает у встречного он молодца:
«Где здесь, дядя, сбирается вече?»
Но на том от испугу не видно лица:
«Чур меня,— говорит,— человече!»
И пустился бежать от Потока бегом;
У того ж голова заходила кругом,
Он на землю как сноп упадает,
Лет на триста еще засыпает.



Ровно в полночь Грозный услыхал перезвон колоколов, призывавший псковичей в храмы, на последнюю заутреню. Грозный «вообразил живо, с какими чувствами идут граждане к Заутрене в последний раз молить Всевышнего о спасении их от гнева Царского, с каким усердием, с какими слезами припадают к святым иконам - и мысль, что Господь внимает гласу сердец сокрушенных, тронула душу, столь ожесточенную! В каком-то неизъяснимом порыве жалости Иоанн сказал Воеводам своим: "Иступите мечи о камень! Да престанут убийства!.."» .
На утро, окруженный свитою и опричниной, царь двинулся к городу и увидел ожидавшие его коленопреклоненные толпы народа. Столы, полные яств, стояли перед порогами домов. Вдруг из толпы выделился известный своим подвижничеством юродивый, Микула Салос (ум. 25 февраля 1576), смело подошел к царю, не сходившему с коня.
- Иване, а Иване, - сказал он: - на, поешь мяса!
И подал ему кусок мяса на ладони.
- Я христианин, и не ем мяса в великий пост, - ответил царь.
- Ты хуже делаешь! Питаешься человеческой кровью! – дерзко ответил юродивый.

img859

Царь смолчал. Он понял укор святого старца, - Псков был спасен. Грозный принял хлеб-соль псковских граждан, и в тот же день ушел из Пскова с опричниной и войском. Жил несколько дней в предместье; дозволил опричникам грабить имения богатых людей, но не велел трогать иноков и священников; взял только казны монастырские и некоторые иконы, сосуды, книги и, пощадив Ольгину родину, вернулся в Москву.

P1470490

Псков во время борьбы между «меньшими» и «большими» людьми в 1610-х годах сгорел дотла. Выгорел даже Кром, а взорвавшийся порох разнес часть его стен. Был поврежден и Троицкий собор. В 1682-1699 годах на месте обветшалого Троицкого собора был построен новый собор по присланным из Москвы чертежам, почему не имеет ничего общего с типичной псковской архитектурой.
В соборе находится рака с мощами святого благоверного князя Всеволода-Гавриила, святого благоверного князя Довмонта-Тимофея и блаженного Николая Салоса.

new-6

Продолжение будет

Tags: Псков
Subscribe

  • Слобода Тобале́нец

    8 октября 2017, 9:15-14:30 История слободы Тобаленец восходит ко второй половине XVI века. В 1547 году тут на, так называемых, Синичьих горах,…

  • «Осударева дорога»

    23 июня 2016, 21:30 – 23:59 После ужина мы решили поехать в Повенец к Беломорско-Балтийскому каналу. Собирались ехать все вместе, но в последний…

  • Торжок. О пожарских котлетах и не только

    Наша поездка в Торжок была в некотором смысле гастрономической. Именно в Торжке были придуманы знаменитые пожарские котлеты, о которых упоминали…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments