Александра Смолич (amsmolich) wrote,
Александра Смолич
amsmolich

Categories:

Новгород. Архиепископ Илия-Иоанн и посадник Якун



В середине XII века происходило кровавое междоусобие за киевский престол между киевским князем Изяславом Мстиславичем и его дядей, суздальским князем, Юрием Долгоруким. Все удельные князья, разделившись на две стороны, принимали участие в этой распре. В 1147 году великий князь Изяслав собрал в Киеве собор епископов для избрания митрополита. По желанию Изяслава собор поставил митрополитом Климента Смолятича, просвещенного подвижника. Выбор был сделан без благословения Константинопольского патриарха. До этого времени считалась непреложным законом получать первосвятителей из Константинополя. Новгородский епископ Нифонт, возможно грек по происхождению, выступил против Климента, посчитав выбор без благословения Константинопольского патриарха незаконным.
Произошел раскол между южной Киевской митрополией и северными епархиями Новгорода, Смоленска, Полоцка и Суздаля. В споре Киева и Новгорода Константинопольский патриарх естественно поддержал Нифонта. В виде особой награды патриарх прислал новгородскому епископу крещатую ризу – богослужебную одежду со многими нашитыми на неё крестами - одежду патриарха.
Новгород получил автономию от Киева. Если раньше в Новгород присылали епископов из Киева, то теперь новгородцы сами стали избирать себе епископа на вече. Первым избранным епископом стал Аркадий.
Святитель Илия-Иоанн новгородский родился в Новгороде и сначала был пресвитером при церкви св. Власия. В этом скромном служении Илия-Иоанн сделался известен своими добродетелями, почему по смерти епископа Аркадия в 1163 году, единогласно был избран вечем на святительскую кафедру. В 1165 году он первый в России удостоился получить титул архиепископа, перешедший и к его новгородским приемникам.

Во время наших недавних поездок в Новгород мы побывали в местах, связанных с жизнью архиепископа Илии-Иоанна и посадника Якуна Мирославича.

Церковь св. священномученника Власия находится на Софийской стороне в Людине (Гончарском) конце, на прежней Волосове, а ныне Власьевской улице. Наименование улицы Волосовой обясняют тем, что на месте Власиевской церкви стоял некогда кумир в честь языческого бога Волоса или Велеса, покровителя стад.
Первое упоминание церкви в летописи есть под 1184 годом: срубиша церковь нову святаго Власья, когда брат Илии-Иоанна, Григорий-Гавриил, был в ней приходским священником. Нынешняя каменная церковь была построена на месте предыдущей в 1407 году:

P1500183

В XV веке Власиевская церковь была соборною. В Новгороде было шесть соборных округов. К каждому собору причислялось несколько приходских церквей и монастырей, вероятно также приходских. В обязанности протопопа или поповского старосты, стоявшего во главе соборной церкви, входил контроль за приходским благочинием и сбор епархиальных налогов. Для того, чтобы служба велась во всех храмах одинаково «по старине», все священники должны были чередовую неделю служить в главном Софийском соборе, потому что клир этого собора, Софияне, считался образцовым. Священники соборных церквей считались достаточно квалифицированными и имели право отказаться от чреды служения, но должны были за это заплатить: ино ему давати за службу за неделю Софийскому собору по гривне по Новгородской по старине же. К Власиевской церкви были приписаны девять храмов в Людине конце и один надвратный храм Детинца.

В XVI веке, около 1585 года, Власиевская церковь была ружною. Это означает, что церковь содержалась не на приходские деньги, а за счет казны. В год выдавалось в нее руги 4 рубля 28 алтын 2 деньги, из коих попу 3 рубля, дьячку иконнику (Максиму Григорьеву) 25 алтын, пономарю полтина, да на свечи за полпуда воску по торговой цене 20 алтын. Руга означала постоянную определенную плату за определенное число церковных служб, но отнюдь не выражала полного содержания причту; все же другие требы и церковные службы сверх определенного числа оплачивались прихожанами своему духовенству особо.


В 1775 году с западной стороны был пристоен теплый придел во имя апостола Иакова. К приделу примыкала колокольня, построенная, возможно, в 1847 году:
власиевская церквоь

После Великой Отечественной войны церковь была такой:
власиевская церквоь 1

Исследования и реставрация Власиевской церкви проведены в 1954-59 архитектором Д.М. Федоровым. Церковь реставрирована в формах XV века.
P1500186


Как уже было сказано, все новгородские владыки до Нифонта включительно присылались от митрополита из Киева. По смерти Нифонта этот порядок изменился, владыку стали избирать на вече.
Значение Новгородского владыки было двух видов: одно каноническое, определяемое греческим номоканоном и Русскими церковными правилами или уставами, и было почти одинаково с каноническим значением прочих Русских епископов; другое значение — политическое, исключительно принадлежавшее только Новгородскому владыке и определенное Новгородскими обычаями.
Владыка обладал большой политической властью и пользовался огромным влиянием:
1) Владыка имел своих бояр и свои полки ратных людей со своим знаменем и воеводами. Полки не только содержались на владычные средства, но и состояли в полном распоряжении от владыки; он имел право по своему усмотрению посылать или не посылать вместе с новгородской ратью. Даже пославши, владыка давал воеводам наказы как действовать во время похода, а не подчинял их безусловно главному воеводе.
2) Владыка был богатейшим землевладельцем в Новгороде; ему не только принадлежали разные села в Новгородской земле, но даже целые огромные и богатые волости в Заволочье;
3) Владыка принимал участие во всех переговорах Новгорода с князьями, нередко отправлял от Новгорода посольства к князьям, сам ездил для приглашения князей в Новгород и для заключения мирных договоров. Архиепископ Илия-Иоанн в 1172 году ходил послом к Андрею Боголюбскому и заключил мир на всей правде Новгородской.
4) Владыка имел огромное влияние на усмирение враждующих партий в Новгороде; он часто сам являлся среди разъяренной толпы и своим голосом, своим посредничеством останавливал противников и заставлял их расходиться по домам.
5) Владыка нередко принимал на себя значительные издержки на общественные дела, и давал денежные пособия во время войны и при отправлении посольств к князьям на заключение мира.
6) Новгородцы начинали войну или заключали мир по благословению владыки.
7) Раздача земель и выдача жалованных грамот на разные льготы от веча делалась по благословению владыки.
И наконец, владыка, вместе с Софийским клиром и Иванским старостой церкви Иоанна Предтечи на Опоках, заведовал всеми торговыми мерами и весами. В грамоте Всеволода Мстиславича сказано: „торговые все весы, меры и скальвы вощаные, и пуд медовый, и гривенка рублевая и всякий вес, что на торгу между людьми, епископу блюсти без повреждения, ни умаливать, ни умножать, а на всякий год поверять; а искривится, а кому приказано, казнить близко смерти, а именье его на трое: треть именья св. Софии, другая треть св Иоанну, а третья треть сотским и Новугороду."

Владыка жил в Детинце на Владычном дворе напротив Софийского собора.
P1500264

После владыки первою выборною властью был посадник. Первоначально посадники, также как и епископы, присылались в Новгород из Киева и были наместниками князя. Первым выборным посадником был Мирослав Гюрятинич, избранный вечем в 1126 году. С одной стороны посадника избирали бессрочно, с другой стороны в летописи то и дело пишут: отъяша посадничество у такого-то и даша такому-то или выгнаша такого-то или убиша.
Посадники разделялись на степенных и старых посадников. Степенным посадником назывался тот, который в данное время правил городом, исправлял прямые обязанности посадника; старым же посадником назывался тот, который прежде был посадником и в данное время не управлял городом. Раз бывший степенным посадником на всю жизнь оставался старым посадником и имел преимущество в общественной службе перед другими боярами, не бывшими в посадниках, занимая какую-либо низшую должность, например, должность посадника в пригороде, или должность тысяцкого, или должность кончанского или уличанского старосты, а когда его партия вновь получала победу над противниками, то он, снова мог избираться в степенные посадники, разумеется по новому выбору веча, на котором верховодила его торжествующая партия. Например, Мирослав Гюрятинич был лишен посадничество в Новгороде, но в 1132 получил посадничество во Пскове (новгородском пригороде), а в 1135 опять получил посадничество в Новгороде.

P1490766

Посадник был посредником между князем и народом; князь без посадника не имел права судить; военные походы князя были всегда в сопровождении посадника, князь был начальником только над своей дружиной; полки новгородские всегда были или под начальством посадника или того воеводы, которому посадник поручит их. Посадник созывал вече на Ярославов двор и предлагал на рассмотрение веча вопросы по делам требовавшим вечевого решения. Под предводительством посадника новгородские войска ходили в походы даже без князя. Например, в 1167 году посадник Якун Мирославич водил полки к Русе против князя Святослава. Он же защищал Новгород в 1169 году против рати Суздальского князя Андрея Боголюбского. Посадник обязан был укреплять Новгород и пригороды или по решению веча, или по распоряжению князя. Посадник от имени Новгорода вел переговоры с соседними владетелями. Князь не имел права арестовать и осудить новгородца без согласия посадника, поэтому князья старались продвинуть в посадники кандидата из партии своих сторонников.

P1490809


Вообще, чтобы ссадить посадника, на это требовалось согласие большинства, и если у посадника была сильная партия, то дело не обходилось без боя и грабежа на улицах.

Суздальский князь Юрий Долгорукий, хотя на Новгород и не нападал, постоянно тянул свои жадные загребущие длинные руки к новгородским владениям. Мешал сбору дани в принадлежавшем Новгороду Заволочье, держал в своих руках свободу новгородской торговли с востоком, Югрой, не пропускал новгородских купцов через свои владения, а иногда и задерживал их. Поэтому все богачи Торговой стороны волей-неволей держались стороны Юрия. Он их усердно привлекал и подстрекал к мятежам. В результате Новгород окончательно разделился на две партии – народную, включавшую всех противников Юрия, и княжую Суздальщинскую партию.

Посадник Якун Мирославич, получивший посадничество в 1137 году (через три года по смерти отца Мирослава Гюрятинича), принадлежал к народной партии противников Юрия. Он посадничал пять лет, держась стороны князя Святослава Ольговича. За это время он успел повыгнать многих новгородских бояр, державшихся князя Юрия Долгорукого. А поэтому после победы Суздальщинской партии, когда Святослав принужден был бежать, то с ним бежал и Якун, но Якуна нагнали и вместе с братом его Прокопьем чуть не убили до смерти на вече, и раздев донага («яко мати родила») сбросили с моста в Волхов; когда же он выплыл, то взяли с него 1000 гривен, а с Прокопья 100 гривен, обоих заточили в Чудь, приковав руки к шее.

new-1

В свое время течение Волхова рядом с Детинцем было настолько сильным, что река в этом месте даже зимой не замерзала. Я не уточняла в какое время года Якуна скинули с моста, но понятно, что он был в прекрасной физической форме. Сейчас на этом месте городской пляж, установлена табличка «Место купания».


P1490762

Какое-то время Якун прожил в Чуди, но потом его освободил Юрий Долгорукий. Хитрый человек, он принимал у себя всех выгнанных из Новгорода, хотя бы они раньше и принадлежали к враждебной партии. Принимал хорошо, с почестями, предполагая их использовать в будущем.
Всего Якун прожил в изгнании 15 лет. В продолжении этого времени было три перемены посадников; но когда вторично выбранного Судилу выгнали в 1156 году; то Якун Мирославич снова сделан был посадником, и опять посадничал около пяти лет. В 1160 году дали посадничество старому Якунову врагу Нежате; но на этот раз Якун не подпал изгнанию, и через семь лет, когда у Новгорода началась борьба с князем Святославом Ростиславичем , поддерживаемым Суздальским князем Андреем Боголюбским, то Якуну сперва дали начальство над войском, посланным для отражения Святослава от Лук, а потом в 1167 в третий раз выбрали в посадники, убив перед этим посадника Захарию, державшего связь со Святославом. В это время Якун один без князя управлял Новгородом более семи месяцев: сидели Новгородцы без князя за Якуном от Семеня дни до велика дни.


Суздальский князь Андрей Юрьевич Боголюбский продолжил дело отца, Юрия Долгорукого. Князь Андрей не такой был человек, чтобы так легко отступиться от Новгорода. Потеряв Святослава, он повел дело подобно своему отцу, стал задерживать Новгородских купцов и препятствовать сбору Новгородских даней в Заволочье; но к его досаде новгородским даньщиком в эту пору был ловкий и храбрый Даньслав Лазутянич, который с пятьюстами своей дружины не только разбил полторы тысячи Суздальцев, высланных против него Андреем: И пособи Бог мужем новгородьцем и убиша от полку Аньдреева осмисот муж, а прочеи избегоша. А новгородьцев паде пятьнадесят муж.
Даньслав Лазутянич собрал дань в Заволочье, а потом ворвался в Андреевы владения и взял другую дань в землях Суздальских. Это так разозлило гордого Андрея, что он поднял чуть не всю землю Русскую на Новгород; по его приказу знаменитый сын его, прославившийся недавним завоеванием Киева, Мстислав с полками Суздальцев, Смольнян, Торопчан, Муромцев, Рязанцев и Полочан и с тамошними князьями, осадил Новгород: и с всими князьми всея земля Руская. И бысть всих князей 70 и 2.

Андрей был уверен в победе, потому что новгородской рати в то время в городе не было, она собирала дань. Новгородцы со своим молодым князем Романом Мстиславичем и посадником Якуном решились во чтобы то ни стало отстоять свою свободу и независимость, и устроили около города острог.

Бесчеловечно опустошив Новгородскую область на триста верст в окружности, князья осадили Новгород. Три дня суздальское войско стояло под городом. Переговоры послов ничего не дали. О чем говорить? Нападавшие были абсолютно уверены в победе, они уже разделили улицы между собой, чтобы разграбить, как они перед этим разграбили и разорили Киев.

В третью ночь осады, 25 февраля 1170 года, архиепископ Илия-Иоанн молился пред иконою Спасителя. Согласно преданию, Илия-Иоанн молился перед этим образом:
P1500277

Небесный Голос возвестил ему: Иди в церковь святого Спаса на Ильину улицю и возми икону святую Богородицю и вынеси на острог противу супостат и узриши спасение граду чудное.
На утро Иоанн-Илия пошел со всем собором и с множеством народа отправился на Торговую сторону к Спасской церкви на Ильине улице.

По клировым ведомостям деревянная церковь Спасо-Преображенская на Торговой стороне, на Ильинской улице, значится построенною в 1103 году. В 1329 году церковь сгорела. В 1374 году была поставлена каменная церковь:
P1490848

new-1


Архиепископ же приим своима рукама и дасть двема дьяконома и повеле нести пред собою, а сам поиде вслед с всим святым сбором, свершающе канун:
new-2


Народи же угнетахуся [толпился], вслед идуще. И несоша икону на острог, идеже ныне манастырь святыя Богородица на Десатине.



Десятинский женский монастырь находится близ вала против того места, где суздальцы были отражены новгородцами. Возможно свое наименование монастырь получил, потому что был построен на ту сумму, которая собиралась с монастырей и церквей для Софийского дома, на десятинные деньги. По другой версии монастырь мог называться Десятинным от принадлежности самого места, на котором он находится, к бывшим княжеским имениям, что также называлось десятиной. В летописях монастырь называется поставленным на Десятине: «В лето 6835 (1327) княгиня Ярославля постави церковь камену Рожество Богородицы на Десятине, и монастырь девичь устрои, при архиепископе Моисеи новгородском, после Суздальцов спустя 158 лет».
Впрочем гораздо достовернее то, что первоначально церковь основана в XIII веке супругою великого князя Ярослава Владимировича, княгинею Феодосиею Мстиславною, матерью Александра Невского, а в XIV веке Моисеем была возобновлена или устроена и украшена иконами и книгами. Потому что уже в 1397 «постави Исак Онкифов церковь камену на Десятине, Рождество святыа Богородица».

десятинный монастырь


В подцерковьи храма находится могила Прасковьи Лупаловой — «Параши Сибирячки».

Рождественская церковь входила в округ вышеупомянутой Власиевской церкви. Во время шведской оккупации 1611-1617 была полуразрушена и разорена. Восстановлена в 1628 году. Во время Великой Отечественной войны была сильно повреждена и в дальнейшем обрушилась. Сейчас церковь в руинированном состоянии:
P1500357

десятинный монастырь 1

P1500355


Итак, где-то рядом с этим местом 25 февраля 1170 года произошло сражение, о котором читаем в Сказании о битве Новгородцев с Суздальцами:
А все новгородцы были внутри острога, не осмеливаясь выступить против врагов; лишь скорбел каждый о судьбе своей, видя погибель свою, ибо ведь суздальцы и улицы поделили — каждая какому городу достанется.

И вот, когда наступил шестой час, начали наступать на город все русские полки. И полетели на город стрелы, словно дождь проливной. Тогда икона по божьему соизволению обратилась ликом к городу, и увидал архиепископ текущие слезы от иконы, и подставил он под них фелонь свою.

new-4

И великое, страшное чюдо! Како се можеше быти от суха древа? Не слезы ведь это, но проявила она тем знак своей милости: так ведь молилась святая Богородица сыну своему и Богу нашему за город наш, чтоб не дати в поругание супротивным.

Тогда Господь Бог наш умилосердился над городом нашим по молитвам святой Богородицы: обрушил гнев свой на все полки русские, и покрыла их тьма, как было при Моисее, когда провел Бог израильтян сквозь Красное море, а фараона потопил. Так и на сих напал трепет и ужас, и ослепли все, и начали биться меж собой. Увидев это, новгородцы вышли в поле и одних перебили, а других захватили в плен.

103

Оттоле отъятся слава суздальская и честь, Новгород же избавлен бысть молитвами святыя Богородица. Святый же архиепископ Иоанн створи празник светел, начаша праздновати всим Новымьгородом вси мужи новгородци, жены и дети Честному Знамению святыи Богородица. Богу нашему слава.



Как бы то ни было, новгородцы свою победу приписали помощи Божией Матери, уставили ей особый, известный под именем праздника Знамения Пресвятыя Богородицы. Битва была 25 февраля, но Илия-Иоанн установил празднование ежегодно 27 ноября (10 декабря по новому стилю). Потому что это день памяти Иакова Персиянина, ангела хранителя настоящего спасителя Новгорода – посадника Якуна, память о котором увековечена таким образом. Этот праздник и молебная служба, сложенная новгородцами, и в настоящее время совершается в России везде.


Но эта победа не выпутала Новгорода из затруднений и новгородцы через год должны были примириться с Андреем, который продолжал ловчить, интриговать и гадить политическими средствами архиепископу Илии-Иоанну и посаднику Якуну. В результате в следующем году Якун был лишен посадничества и доживал свой век в звании старого посадника. Вместе с тем он выдал свою дочь за ростовского князя Мстислава Ростиславича , внука Юрия Долгорукого. Сын Якуна, Дмитр Якунич посадничал в Новгороде в 1210-1214 годах, а внук Иванко Дмитрович был посадником в 1220-1229 годах. Дмитр и Иванко, так же как и Якун, были предводителями анти-суздальщинской партии.
Иванко отстоял Новгород в 1224 году, когда получили от Всеволода угрозы: «я поил кони Тхверью, а еще Волховом напою». Посадник не оробел и ответил: „княже! кланяемьтися. а братьи своей невыдаваим, a крови не проливай, пока ли твой меч, а наши головы". Дескать, умрем, но не сдадимся. После 1229 года получил посадничество в Торжок. В летописях говорится, что в 1238 году татарами был убит Новоторжский посадник Иванко.


А на архиепископа Илию-Иоанна был организован ложный донос. Его обвинили в связях с женщинами. Ничто не ново, верный способ избавиться от неугодного человека. С ним обошлись гуманно, с моста не сбрасывали, а просто посадили на плот и отпихнули. Как уже было сказано, течение Волхова в этом месте раньше было бурное. Но тут произошло чудо, плот поплыл не вниз по течению, а вверх - в сторону Юрьева монастыря, где исток Волхова из озера Ильмень.
На самом деле ничего чудесного в этом нет. Как широко известно – Волхов река с обратным течением. Волхов течет вспять (в летописях писали «на възводье»), когда уровень воды в озере Ильмень понижается, а вода волховских притоков подпирает Волхов, и тогда он может течь обратно в озеро. Обычно течет вспять недолго, последний раз так было в апреле 2013 года. А вот в 1176 летопись отмечает: опять Волхов на възводье пять дней.

P1490811

Новгородцы, потрясенные чудом, опомнились, побежали за плотом и стали умолять архиепископа вернуться. Илия-Иоанн понял, простил ("Господи, не вмени им этого во грех!"), пристал к берегу у Юрьева монастыря.
Сейчас на этом месте благоустроенный пляж:
new-2

Тихий вечер на берегу Волхова у Юрьева монастыря:
P1490906


Архиепископ Илия-Иоанн был писателем. В сочинении «Илья, архиепискуп Новгородьскый, исправил с Белогородьскымь епископом» дал разъяснения, как следует поступать, если священник или диакон забыл налить вино или воду в потир и если случится, что мышь начнет во время совершения таинства грызть Агнца. «Кирика вопрошание» отвечает на вопросы, возникающие в повседневной пастырской практике, они касаются причащения, крещения, исповеди и т.д. Также написал поучение «Слово Иоанна Златоустаго к попом и к простым людем» об искоренении пороков среди духовенства: пьянства, ростовщичества, невежества, суеверий и т.д.

Архиепископ Илия-Иоанн и его брат Григорий-Гавриил происходили из боярской семьи. По смерти родителей они получили богатое наследство. В 1170-71 году в честь победы над суздальцами они основали Благовещенский монастырь на озере Мячине. Григорий-Гавриил был священником Власиевской церкви, в которой начинал службу Илия-Иоанн.
В 1171 году братья поставили в монастыре деревянную Благовещенскую церковь. Потом к десятилетию победы они перестроили Благовещенскую церковь в камне: заложи архиепископ Илия (Иоанн) с братом (Гавриилом), церковь камяну святыя Богородиця Благовещение, и нача здати церковь маия месяца в 21, на святую царю Костянтина и Елены, а коньцяша месяца августа в 25, на святаго Апостола Тита; а всего дела церьковнаго здания днии 70:
P1500050


По преданию, построение каменной Благовещенской церкви было ознаменовано чудесным событием. Когда у братьев закончились деньги, то они обратились с молитвою о помощи к Богородице. Молитва их была услышана. Пресвятая Дева, явясь им во сне, возвестила, что пошлет им все нужное на довершение строящегося храма, и даже с избытком. На другой день, выйдя из монастыря, братья увидели у ворот прекрасного коня с позолоченною уздою и седлом окованным золотом. Удивляясь красоте коня, они поджидали, не подойдет ли к нему всадник; но всадник не являлся, между тем конь стоял неподвижно. Тогда, подойдя к коню, они увидели по обе стороны седла два наполненные мешка. Вспомнив о своем видении, они сняли их; конь вдруг исчез. Развязав мешки, в одном нашли золото, а в другом серебро. Вскоре церковь была достроена. Братья купили для содержания монастыря много сел, а остаток золота отдали игумену и братии. В ходе строительства, в соответствии с традицией, братья подготовили места для захоронения, устроив в Благовещенской церкви основание будущего заупокойного придела. Однако они были похоронены в Софийском соборе.
В 1189 году церковь была расписана фресками.

P1500029

В 1180 году братья на личные средства поставили в монастыре каменную надвратную церковь в честь Богоявления Господня. Но эта церковь не сохранилась. В настоящее время сохранилась одна Благовещенская 1179 года постройки.

P1500036


Благовещенский монастырь пострадал в 1386 году, когда Дмитрий Донской шел на Новгород, а потом в 1611 году во время шведской оккупации. В 1786 монастырь упразднен, а церковь обращена в приходскую. В 2010-2015 годах была проведена реставрация, с 2016 года в церкви музей.

P1500045


В 1182 году братья поставили церковь Святых Отцов; в 1184 заложили каменную церковь святого Иоанна на Торговище. Время разрушения этих церквей точно не установлено.

Илия-Иоанн, достигнув глубокой старости, пред концом жизни сложил с себя омофор и принял схиму под именем Иоанна. Он передал архиепископство брату своему Гавриилу и преставился 7 сентября 1186 года.


В 1822 году в Архиерейском доме в Грановитой палате была устроена церковь во имя св. Иоанна, Архиепископа Новгородского (день памяти 7 сентября по старому стилю):
грановитая палата


Купол над церковью был разобран в 1930-е годы.

грановитая палата интерьер


Палата, заложенная в 1433 году, сохранила свой первоначальный вид. Потолок со стенами сводчатый, опираются на единственный столб посередине. Вся палата украшена гранями, идущими в разных направлениях.

P1500270

Сейчас во Владычной палате музей, ознакомиться можно с помощью виртуального тура . Например, увидеть келию архиепископа Илии-Иоанна:
Келья Иоанна 1

Согласно легенде икона помогла новгородцам в битве с суздальцами в 1170 году и с тех пор стала почитаемым образом, символом покровительства Новгорода. Вместе с тем не исключено, что к тому времени икона была уже известна как городская военная реликвия, участвовавшая, возможно, в сражении новгородцев с суздальцами еще в 1135 году. В 1430-х появились первые живописные изображения битвы 1170, из которых сохранились две иконы «Чудо от иконы Знамение»:



Чудотворная икона 185 лет находилась в Спасской церкви. В 1355 году специально для иконы на Ильинской улице напротив Спасской церкви была построена Знаменская церковь: «В лето 6863, поставлена бысть церкви камена во имя святыа Богородица Знамение, на Ильине улице … и тогда молитвами пресвятыя Богородицы велие чудо сотворися в Великом Новограде, что новгородские людие рыбу руками имаша, у брега, сколько кому надобно». В 1682 году эта церковь была разобрана до основания и на ее месте выстроен нынешний собор в московском стиле:
P1490850

В 1855 году был сделан список иконы и помещен в иконостас Знаменского собора, а сама икона находилась в алтаре до 1934 года, после чего была передана в музей. Во время Великой Отечественной войны Знаменская икона была эвакуирована и по окончании войны возвращена в музей. В 1988 году передана РПЦ, находится в Софийском соборе.

Фотографировать в соборе запрещено, но в Википедии есть фотография иконы:


Икону реставрировали в 1920-х. Под левым глазом Богородицы обнаружили след суздальской стрелы.

В 1660 году для иконы была создана новая золотая риза, на которой в 1793 году была обновлена жемчужная обнизь. В 1850 году снова изготовлена золотая риза. Древнейшие украшения с окладов были сняты и перенесены на серебряную ризу для списка иконы в иконостасе Знаменского собора.

P1500275

P1490786



После церковного раскола в середине XII века, на севере России совершилась в гражданской жизни весьма важная перемена, начался новый порядок вещей. Киев – мать городов русских и великое княжение киевское, потеряли свое политическое значение. Взамен того на севере России, по воле Андрея Боголюбского возникла новая столица и образовалось новое великое княжение, которое возвысилось и над киевским, и над всеми прочими, а потом стало Московией.

****

На карте:
1 – церковь св. Власия на Власьевской улице
2 – церковь Спаса на Ильине улице
3 – Знаменский собор
4 – Десятинный Рождественский монастырь
5 – Грановитая палата
6 – церковь Благовещения на Мячине
7 – берег Волхова у Юрьева монастыря

map-1

Tags: Новгород
Subscribe

  • Село Красное

    2 августа 2018, 16:20-16:40 В центре Костромы стоит скульптура ювелира-кустаря. Мастер сидит за верстаком, на котором разложены инструменты, в…

  • Млёво

    8 июля 2017, суббота Млёво – древнее новгородское поселение - стоит на Мсте. Торговый путь по Мсте имел для Новгорода огромное значение. Нестор…

  • Сельские школы в Островно и в «Чайке»

    9 июля 2017, воскресенье Село Островно находится практически в центре Удомельского района. Село впервые упомянуто в 1498 году, когда после…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments