Александра Смолич (amsmolich) wrote,
Александра Смолич
amsmolich

Categories:

Село Красное

2 августа 2018, 16:20-16:40


В центре Костромы стоит скульптура ювелира-кустаря. Мастер сидит за верстаком, на котором разложены инструменты, в левой руке блестит кольцо.
На Кострому и село Красное-на-Волге приходится треть всех золотых и четверть всех серебряных украшений, производимых в России. Ежегодно перерабатывается около 30 тонн золота и более 40 тонн серебра, 10% продукции идет на экспорт.
Село Красное с давних пор славилось своими ювелирами и считалось ювелирной столицей России. И сейчас в селе сосредоточены производства крупнейших ювелирных компаний, в том числе второго по величине в России. Здесь находится единственное в стране училище художественной обработки металлов (КУХОМ), которое готовит литейщиков, мастеров, крепильщиков и пр.

Рядом с Костромой золота и серебра не добывают. Существует несколько версий относительно того, почему в Красном стало развиваться ювелирное дело. Исследователь истории промысла Н. Н. Корбицкий в 1913 году писал: «… появлению его предшествовало медное производство, начало которому положено после покорения Пскова и Новгорода. Еще во время покорения Пскова и Новгорода бежавшая новгородская вольница селилась по берегам реки Волги. Часть ее избрала себе жительством так называемую Дубовую Гриву. Эта Дубовая Грива находится под самым селом Красным… В борьбе за существование новгородская вольница приискивала способы для добывания материальных средств. В это время и было положено начало медному производству, которому суждено было развиться до громадных размеров. Возможно, что и серебряное производство было занесено новгородцами в Костромскую губернию одновременно с медным промыслом из Новгорода…».

Из материалов для статистики Костромской губернии, 1875:
« Центром производства служит с. Красное, где живут капиталисты, или так называемые красносельские «хозяева» (прасолы), по заказам и из материала которых работают мелкие серебряные, бронзовые и медные вещи мастера сел Красного и Сидоровского и окрестных селений.
В селах Красном и Сидоровском большая часть жителей вовсе не занимается земледелием и круглый год работает в мастерских, при участии наемных работников. При этом заработок одного взрослого лица, занимающегося выделкою металлических вещей из «хозяйского» материала, относится обыкновенно к стоимости сделанных вещей, как 1 к 20 или 10, так что работник, приготовивши для продажи вещей на 1000 руб. в год, средним числом получает себе только 50 или 65 р. и редко 100 р. Наемным мастерам, при хозяйском содержании, платят обыкновенно от 20 до 100 р. в год и ученикам, после первых 3-х лет обучения, от 3 до 5 руб.

По общим отзывам все производители изделий, как владеющие мастерскими, так и отдельные семьи и одиночные работники, находятся в полной зависимости от красносельских капиталистов, у которых они получают не только материал для работы (как замечено ранее), но почти всегда, в счет заработной платы, и разные предметы первой необходимости: холст, соль, свечи, обувь, шапки и иногда чай и сахар.
Выделываются главным образом серьги, кольца, кресты, медальоны, цепочки для часов, браслеты, брошки, не большие солонки и проч. Продажные цены медным вещам,— мелким от 40 коп. до 5 руб. за тысячу и крупным до 15 руб. за сотню; мелкие кресты из меди, весом 2 фун. в тысяче, продаются от 45 до 50 коп. за фунт и кольца, весящие ½ фун. в тысяче, по 40 коп. за тысячу. Цены серебряных вещей от 35 до 55 коп. за золотник, смотря по роду отделки: так например серебряные серьги, весящие 80 золотников в 1000 парах, продаются по 35 коп. за золотник, или около 3 коп. за пару; а вещи с эмалью, подвесками и разными другими украшениями, как представляющие более трудную работу, стоят от 38 до 55 за золотник.
Для своего поддержания промысел нуждается в применении артельного начала и в дешевом кредите, при которых тяжелая эксплуатация «хозяев» с. Красного была бы менее возможна, чем ныне».


Ввиду того, что изделий делось более чем на 200 тыс. рублей в Красном в 1889 году была учреждена правительственная Пробирная палатка. По данным Н. Н. Корбицкого в 1896 году в Красном было 185 мастерских, вес изготовленных ювелирных изделии составлял 416 пудов 31 фунт 57 золотников, число – 2 536 246 штук.

В 1897 году был открыт класс технического рисования с целью совершенствования рисунка ювелирных изделий местных кустарей. «В селе Красном строится художественно-промышленная школа, которая будет служить филиальным отделением училища Штиглица. В училище будут преподаваться специальные художественные предметы, в мастерских под наблюдением опытных мастеров будут вестись практические занятия» («Костромской листок» 4 марта 1901). По данным за 1911-12 учебный год в училище обучались 11 мещанских детей и 30 крестьянских, из них 27-36 проживали в общежитии за 30 рублей в год.
Чтобы как-то помочь кустарям защититься от перекупщиков и прасолов, пробирный инспектор М. П. Солодилов предложил образовать в Красном артель кустарей-серебряников. В марте 1913 года такая артель была открыта. Но дело не пошло на лад. В артель попали люди недобросовестные, начались просчеты, перерасходы и т.д. В результате это благое начинание погибло.
В 1912 году была открыта одна из лучших в Костромской губернии земская больница. В том же году был открыт кинематограф.

В селе есть два ювелирных музея: Ювелирного и народно-прикладного искусства и Интерактивный музей ювелирного искусства. Но мы были проездом, остановились только рядом с церковью. Елена нам рассказала о селе, и мы поехали в Кострому.


В апреле1912 года в село Красное на экскурсию приехали воспитанницы восьмого класса Костромского Епархиального женского училища. Отчет воспитанниц об экскурсии был опубликован в Костромских епархиальных ведомостях, 1913, № 2, стр. 41-46:
Цель нашей экскурсии в село Красное Костромской губ. была научная—познакомиться с постановкой дела в художественной мастерской. Поехали мы 18 апреля в 8 ч. у. на пароходе общества „Самолет", в числе 47 человек: Начальницы училища, двух воспитательниц, жены о. Инспектора классов, одного из преподавателей и 42 учениц. Погода была очень плохая, шел даже снег. Но откладывать поездку на другое время было неудобно по некоторым учебным соображениям, да и к тому же и заведующий мастерской Владимир Михайлович Афанасьев 21 апреля уезжал со всеми готовыми экспонатами в Петербург на школьную выставку и просил нашу Начальницу приехать при нем и в учебный день, так как хотел сам показать училище и ход училищного дела.
Путь до Красного от Костромы, 40 верст, мы совершили очень удобно, так как, благодаря любезности г. Андроникова, агента пароходства „Самолет", нас устроили во 2-м классе.

P1490102

Но от пристани до села—полторы версты — пришлось идти в ужасную слякоть, при сильном резком ветре, хотя и этот путь не был лишен своеобразная интереса и был сопряжен с некоторыми любопытными курьезами.

P1490110

Заведующий, преподаватели и преподавательницы школы очень радушно нас встретили и тотчас же провели нас в учительскую залу. В ней была масса картин, рисунков, моделей для рисования, журналов; в шкафах за стеклами помещались приборы по физике и химии. Владимир Михайлович прежде всего объяснил нам, какое значение имеет село Красное в России и даже в Европе и какую цель преследовали устроители художественной школы в с. Красном.

new-3

Целью школы является желание улучшить производство Красносельских кустарей, так как выделывание разных мелких вещиц из меди, серебра и золота — единственный заработок всех Красноселов; даже земледелие кустари совсем забросили. За отсутствием образованных мастеров, изделия Красноселов не изящны и конкурировать с заграничными производствами, конечно, не могут. Весь этот товар продается скупщикам за крайне дешевые цены. Можно судить, каковы эти цены, если заработок целой семьи достигает иногда только 8 руб. в месяц. Устроители художественно-ремесленной учебной мастерской и имели в виду улучшить производство Красноселов, развить вкус, дать знание, и средства детям этих кустарей к лучшему существованию.

P1490119

P1490120

P1490121

P1490122

P1490123

P1490125

В 1 классе, куда нас первоначально повели, был урок рисования. Перед одним рядом парт стояла модель птицы, перед другим — модель цветка. В рисовании дается широкий простор для самодеятельности мальчиков. Здесь ученики знакомятся только с русским искусством и им предлагают для рисования русские вышивки, окружающую их природу. Рисование — главный предмет в школе. Прочие предметы, как, напр., история, география, преподаются в беседах, а чтение по истории искусств сопровождается туманными картинами.
Во 2 класс мы пришли во время урока лепки. Перед каждым учеником лежала небольшая дощечка и модель цветочка из мастики (серой глины). Различные части цветка накладывались на дощечку с помощью небольшой палочки или просто руками учеников. Тут мы видели очень способных мальчиков 12 — 13 лет, которые ловко и быстро исполняли работу лепки или как выразилась о них учительница: „они очень хорошо чувствуют форму предметов".
В 3— классе мальчики тоже рисовали, но тут уже была более самостоятельная работа, требовавшая значительного участия творческой фантазии ученика. Ученику дается здесь какой-нибудь рисунок; учитель заставляете его рисунком же рассказать, что ему нравится в рисунке, что он нашел в нем особенного и как его понимает. В ответ на это ученик рисует тот или иной предмет, оттеняет особенно поразившие его стороны, добавляет своей фантазией, и таким образом получается орнамент. Этот орнамент наносится далее на стенки ларчика, или рамки. Так ученики применяют к делу добытые знания.
В школе работают не только ученики, но и окончившие школу мастера; они составляют артель. Артель работает под ведением школы, но заработок поступает в пользу артельщиков, хотя они и работают в мастерских школы и пользуются всеми имеющимися здесь приспособлениями и материалами.
В первой мастерской, куда направлена была наша группа, выделывались разные вещи: чашки, тарелки и т. п. из меди, железа и белого металла. Устроен для этого деревянный станок с железным верхом, на подобие наковальни. Рабочий берет лист меди и начинает ударять по краям молотком. От ударов концы загибаются все более и более, и лист постепенно принимаете нужную форму — кубка, горшка, чашки. В этой же мастерской заинтересовала нас машина для образования металлической ленты из толстого медного цилиндра и машина для вытягивания проволоки. Станок имеет продолговатую форму. На одном конце его находится металлическая пластинка с отверстиями различной величины. Чтобы придать проволоке желательную толщину, кончик ее продевается в соответствующее отверстие, затем этот кончик проволоки захватывают щипцами, и щипцы, прикрепленные к машине, протаскивают проволоку через отверстие.

new-2

new-5

В мастерских работа распределена так, что она побываете в руках нескольких мастеровых. В одной мастерской делают коробочки, в другой наносят на них рисунок, в третьей накладывают эмаль. Обратила на себя наше внимание особая машина, которая называется „пантографом“. С помощью этой машины переводят изображение с готового образца на гладкую пластинку. Это изображение может по желанию увеличиваться и уменьшаться. При нас переводили с меди на сталь изображение детской головки. Работа эта идет очень медленно, а устройство самой машины очень сложное. В мастерской мы узнали, что эмаль это ничто иное, как цветное стекло, растолченное в особой ступке. Стекло, растолченное в виде порошка, разводят в жидкости, и таким образом получается масса, вроде краски. Такой эмалью и пользуются, как краской, для нанесения известных рисунков на брошки, портсигары и т. п. Разница только та, что при рисовании красками пользуются кисточками, а эмаль наносят не иначе, как металлическими заостренными палочками. Когда рисунок выполнен, то предмет, на котором сделан рисунок эмалью, ставят в печь или в особый шкафчик, который накаливается снаружи. Этот шкафчик напоминаете собою духовой шкаф в плите. Закаливание совершается для того, чтобы эмаль прочнее держалась, чтобы она ложилась ровным слоем и получала глянец. Если эмаль не приобретает всех этих качеств с одного раза, то вещь ставят в печь еще раз.
В учебном году на уроках по истории искусств мы встречали выражение: „эмаль с перегородками", но до поездки в Красное не знали, как получается эмаль. В мастерской мы вполне усвоили смысл этого выражения. Дело в том, что до выполнения эмалью известного рисунка, контур его обводят витой или гладкой тонкой медной проволокой, а потом эти углубления между проволокой и заполняют эмалью. В одной из следующих комнате мы видели, как покрывали железные дощечки слоем меди. В раствор медного купороса опускают железную вещь, на которой и оседает слой меди. Также мы видели, как производят серебрение с помощью гальванопластики. Здесь устроен был деревянный просмоленный чан, наполненный раствором серебряной соли. В растворе помещены были две очищенные серебряные пластинки с гальванической батареей; под действием тока серебряная соль разлагается, и получается налет осевшего серебра. В мастерской мы видели весьма простой, но интересный прибор для нанесения мата на металлические вещи. Этот прибор состоит из цилиндра, дно которого есть конус, обращенный вершиной вниз. В самой вершине конуса имеется маленькое отверстие, которое, по желанию, открывается и закрывается. В приборе находится какой-то песок. Если желают поверхность коробочки сделать матовой, то подставляют ее под отверстие прибора и открывают его; песок сыплется на поверхность коробочки и выдалбливает на ее гладкой поверхности множество чуть заметных неровностей, и это дает мат поверхности коробочки. Видели мы машину для получения выпуклых изображений. А какое сильное впечатление произвела на нас та машина, которая в один миг разрубала железный брусок толщиною в четверть аршина! А как красивы железные тонкие стружки! Очень интересовало нас литье с натуры,— эта новость искусства! Нам показали модель литья. Взята была живая стерлядь, которую залили огнеупорной массой. Масса эта— пористая, благодаря чему в нее проходит воздух. Стерлядь сгорела в раскаленном воздухе печки, но отпечатала свою форму до мельчайших тонкостей на огнеупорной массе. Затем в эту готовую форму вливали расплавленный металл, который заполнял все углубления в огнеупорной массе, полученные от стерляди. После того как этот металл остыл, огнеупорную массу разрезали и вынули уже фигуру стерляди. Так были сделаны модели окуня, ящерицы. Затем Владимир Михайлович провел нас в пробирную палатку села Красное, которая находится рядом с художественной школой.



Пробирная палата на Красной площади:
new-1


Там нас уже тоже ждали. Пробирер нам сказал о значении пробирного отделения в селе Красном. Тут же при нас кустари принесли свои изделия, и мы были свидетелями наложения пробы на эти вещи. Для определения пробы берут одну вещь из целого мешка одинаковых изделий, откалывают от нее острыми щипцами частицы в разных местах, взвешивают эти частицы, потом кладут их в пористые чашечки, величиною в наперсток, из костяного порошка. Эти миниатюрные сосуды с частицами от серебряных вещей ставятся в особую печь, где страшно накаляются и от этого получают способность при нагревании впитывать в свои стенки лигатуру, оставляя шарик серебра или золота. Шарик чистая серебра называется корольком.
Затем чашечку поставили под тот же № на подносике и отправили вновь для взвешивания и вычисления веса на фунт сплава. Пробирер дает служащим ярлычок на принесенный мешок этих изделий, а в соседней комнате кустари получают печать, и ею сами накладывают пробу на все свои вещи. Когда отделяют серебро от золота, то опускают в закрытый сосуд с азотной кислотой частицы вещей, которые нагревают на плите, покрытой толстым слоем песку. От нагревания азотистая кислота соединяется с серебром, и выделяется золотая горошинка. Ее также в чашечке под присланным № отправляют для взвешивания на тех же чувствительных весах и вычисления веса на 1 фунт сплава. Из азотистого серебра впоследствии выделяют серебро. Так мы все с 4 класса много решали задач на вычисление пробы и только при окончании курса увидели всю историю накладывания пробы.

P1490133

P1490134

Новые наблюдения и впечатления так нас поглотили и заинтересовали, что мы не чувствовали ни усталости, ни того, что пора уже было подкрепить и свои силы. Нам предложен был в общежитии училища заказанный ранее нашей Начальницей обед и чай. После обеда нам принесли балалайки и гитары учеников школы. Мы стали петь под аккомпанемент этих инструментов. Руководители наши обедали у радушного хозяина. После обеда Владимир Михайлович показал нам все экспонаты, что были приготовлены для отправки в Петербург. Несколько вещей было приобретено на память нашими старшими, а нам, всем экскурсанткам, Владимир Михайлович прислал на память по одинаковому разрезному ножичку изящной работы. Любезные хозяева позаботились о приискании 16 подвод для всех нас, потому что снег и дождь совсем испортили дорогу до парохода. Но что это было за веселое путешествие обратно! Сколько курьезов, сколько смеха и шуток было друг над другом! Торопились мы страшно к пароходу, но он опоздал, и мы долго ждали его на Самолетской пристани. Владимир М. и Алекс. Мих. приехали к нам на пристань и сократили наше время ожидания парохода. На пароходе опять устроили нас с большими удобствами и мы, несмотря на позднее время, оживленные явились в училище, чтобы вновь, на другой день, приняться за обычную школьную работу. Поездка в с. Красное останется памятной на всю жизнь, как одна из светлых страниц нашей училищной жизни, и мы очень благодарны тем, кто способствовал этой поездке. Да, подумаешь, что значит свет знания, какими дарованиями наградил Создатель человека!



Еще в Красном есть уникальная шатровая церковь. Здешние земли были родовой вотчиной бояр Годуновых. В 1592 году на средства Дмитрия Ивановича и Бориса Федоровича была построена Богоявленская церковь.

P1490128

Восьмерик богато декорирован рядами уменьшающихся кокошников, зрительно сливаясь с шатром, в основании которого сделаны завершающие «горки» из маленьких кокошников:
P1490131


Богоявленский и Петропавловский храмы:
красное

Tags: Кострома, Экскурсия
Subscribe

  • Вятское. Учащие и учащиеся

    11 октября 2019 Село Вятское было казенным, проживали в нем государственные крестьяне. В 1842 году здесь было открыто первое в Даниловском уезде…

  • Петр Телушкин и другие

    Самое высокое здание Петербурга с 1733 по 2012 гг. - колокольня Петропавловского собора, высота 122,5 метра. Колокольня имеет три яруса. На высоте 16…

  • Село Ново-Спасское, Рыбницы тож

    11 октября 2019 Автобус из Красного Профинтерна на Ярославль отправился с небольшим опозданием. Через две минуты проехали Тюнбу, потом через минуту…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments