Александра Смолич (amsmolich) wrote,
Александра Смолич
amsmolich

Category:

Село Вятское

11 октября 2019


Про Вятское узнала совершенно случайно. Читаю как-то раз в Ярославских епархиальных ведомостях (1880 г. № 43) о том, как преосвященнейший Ионафан, епископ Ярославский и Ростовский с 11 августа по 2 сентября 1880 года обозревал епархию. Отчет о посещении села Вятское начинался словами: «Село это одно из самых многонаселенных, богатых и красивых сел Ярославской губернии. В нем постоянно ведется бойкая торговля; еженедельные его торги отличаются многолюдными съездами окрестных жителей для распродажи своих сельских продуктов и для покупки разных туземных и колониальных товаров. В нем много каменных домов, устроены торговые ряды и на бойких местах села мостовые, что все, взятое вместе, придает ему вид города. В нем помещаются волостное правление, училище и богадельня».

«Одно из самых красивых сел», каменные дома, мостовые! Интересно, а что там сейчас? Подумала, наверно разруха и запустение, работы нет, народ разъехался, последняя корова сдохла, все заросло борщевиком. Стала искать, что пишут. Все оказалось не совсем так. С удивлением обнаружила что пишут, и много пишут восторженных отзывов о посещении Вятского. Довольно быстро стало понятно, что все это реклама, которую пишут тревел-блогеры, которых везут сюда организованно. Разве можно верить рекламе? Попалось несколько отзывов людей, клюнувших на эту рекламу, а в результате разочарованных, дескать, в Вятском делать нечего.
Итак, выяснила, что Вятское это коммерческий проект ярославского предпринимателя О.А. Жарова . Лет 15-20 назад они с женой решили купить здесь дом для загородной жизни. Отреставрировали дом, потом еще один, и еще. В 2003 учредили ООО «ИКК Вятское». То, что уже сделано, производит впечатление. Работает более десяти интересных музеев, туристов много.

И мы вместе с школьной подругой П. решили приехать в Вятское, погулять, чтобы увидеть все своими глазами.



Приехали мы в 10:30 и сначала пошли гулять по селу.

Воскресенская церковь построена в 1750 году тщанием прихожан:


На колокольне установлен электронный звонарь. Священник отправляет смс-ку с номером мелодии и все. Если так дело пойдет, то скоро и знаменитые ростовские звоны будут по смс-ке. Вообще, мы уже привыкли, что нас всюду окружают какие-то подделки, суррогаты, фальсификаты и черт знает что еще. Сейчас от вируса люди теряют обоняние и вкус. А зачем нам они? Если уже много лет мы едим еду без запаха и вкуса. Нет, конечно, при желании можно купить любой запах, вкус – они продаются в соседнем отделе в тюбиках или пакетиках.

Село очень живописное, расположено на двух холмах, внизу речка Ухтома.



Но видимо естественной красоты недостаточно, поэтому для улучшения пейзажа там и сям для красоты расставлены каменные истуканы.



В результате любуемся: на берегу стоят бани – называются они «музей русская банька по-черному», тут же очередной истукан плюс мостик, сам по себе неплохой, но никак стилистически не связанный с истуканом и банями:



На парковке мы видели большой туристический автобус. Вскоре все разъяснилось, оказывается это привезли группу художников на этюды:

Потому что «в октябре 2019 г. в Вятском состоятся два пленэра – живописцев и офортистов. Художники в красках и техниках офорта передадут красоту и тихую радость осенней погоды села Вятское, признанного самым красивым в России. С 6 по 17 октября художники будут работать на улицах села и в живописных окрестностях. По окончании пленэра 17 октября в Киноконцертном зале Вятского состоится вернисаж, где в только что созданных живописных полотнах посетители увидят красоту природы, архитектуру и осенние пейзажи самого красивого села России».

Позже, вернувшись домой, из праздного любопытства глянула на красоты увековеченные маслом на холсте. Так вот этих каменных истуканов художники почему-то не заметили.

Жаль, что я не художник. Не умею передать красоту кистью и красками.






Ярославские епархиальные ведомости информировали читателей: «Библиотека Воскресенской церкви, говоря относительно, значительна, но не обладаете никакими древностями, исключая Евангелия в половину листа, печатанного во времена патриарха Филарета и царя Михаила Феодоровича лета 7142 (1634) , индикта 2-го, сентября 30 дня в 15-е лето патриаршества Филаретова». В селе Вятском и во всем приходе существует сильный раскол, даже имеется каменная моленная, стоявшая во время бытности в селе Преосвященного запертою и потому на такое Евангелие с большою силою убеждения можно ссылаться в речах с раскольниками касательно правильности наименования Христа Спасителя Иисусом; так как печатание сего святого Евангелия совершилось ранее времен патриарха Иосифа и церковных книг, при нем печатанных и соделавшихся камнем преткновения для многих христиан православного царства Русского».

Интересно, где теперь это древнее Евангелие?




Успенская церковь построена в 1780 г. тщанием купца Григория Димитриева Кубанина:


В ней пять престолов-—главный в честь Успения Божией Матери; 2-й в честь Св. Николая; 3-й в честь Св. Апост. Петра и Павла; 4-й в честь Св. Тихона Амафунтского чуд.; 5-й престол в честь Св. Бессребренников Косьмы и Дамиана.
Об Евангелии, имевшимся в Успенской церкви в Ярославских епархиальных новостях сказано: «В библиотеке имеется Евангелие огромного размера времен Елисаветы Петровны, обложенное серебром и имеющее весу 2 пуда и 6 фунтов; служащему диакону надобно иметь огромною силу, чтобы изнести его на малом входе и потом, возглашая: „премудрость, вонмем", поднять его крестообразно; в настоящее время оно стоить без всякого употребления».

В Вятском есть «Музей возвращенной святыни»: Евангелие XVIII века, золочёное по серебру, украденное из храма, найденное и возвращённое в село – основной экспонат этого небольшого музея.

Фото с сайта музея:


Я думаю, что в музее экспонируется Евангелие из Успенской церкви, а уникальное Евангелие из Воскресенской церкви пока не найдено.





Откуда такое богатство было в Вятском? В предыдущих постах уже писала о предприимчивых отходниках: кровельщиках, каменщиках, лепщиках, печниках, работавших в Петербурге. А еще здесь было очень развито скотоводство и огородничество. Доход крестьянам давала торговля.








Здесь почти черноземная почва, вообще редкая в Даниловском уезде, которая благоприятна для выращивания огурцов:
«Другой [после Поречья-Рыбного – прим. мое] замечательный пункт по развитию огородничества—есть село Вятское с его окрестностям; впрочем здесь нет такого разнообразия в произведениях, преимущественно же разводят огурцы, которые, под именем «вятских», распродаются не только в Ярославской губернии, но так же в Костромской и Вологодской» . (Списки населенных мест Российской империи составленные и издаваемые Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел. Ярославская губерния по сведениям 1859 года).

В 1912 году была организована торгово-огуречная артель, которая содействовала в наиболее выгодном сбыте огурцов. На первом съезде представителей кооперативных учреждений Ярославской губернии 22-26 января 1913 года П.С. Полозов докладывал об уставе артели и материальной помощи со стороны земства.





Но не только огурцами славилось Вятское, главное - скотоводством - коровами ярославской породы.

В 1870-х года в Вятское специально приезжал директор Московской земледельческой школы Алексей Павлович Перепелкин :
я направился в село Вятское, Даниловского уезда, на которое указывает в своем исследовании крупного ярославского скота Бландов, как на местность, в окрестностях которой находятся лучшие наиболее тиичные представители ярославского скота .


То есть Вятское было скотопромышленным селом, куда специалисты приезжали специально.

В 1910 году читатель Б.Д Маслов из Рязанской губернии спрашивает: «Где можно купить коров-ярославок?». Редакция Экономического обзора Рязанской губернии отвечает: «Через М М. Витавского, управляющего Шубино-Вахтинской сел.-хоз. школой, с. Вятское, Даниловского уезда, Ярославской губ».


Порядки кормления в скотопромышленных селах Ярославской губернии заслуживают отдельного указания. В селе Вятском (Даниловского уезда) поставленная на ночь в корчаги яровая солома заваривается до света горячею водою, и парится в печи около часа, затем смешивается с сухою резкою. Причем прибавляются еще жмыхи или поджаренный овес. После первой задачи корма доят. В 8 часов коровы получают сено, которое лежит в яслях до 5 часов. Не позднее 8 часов вечера дается вновь такое же месиво, как и утром, и затем опять сено до утра; поят водой с хлебом и жмыхами. На одну корову считают около 7 возов сена, 2 овинов соломы для месива, около полупуда жмыхов в неделю, нищенского хлеба 2-3 фунта в день, у богатых, кроме того, прибавляется рубленая капуста по 2 ковша на ведро пойла, а также соль.
Наш суровый климат принуждает держать скотину около полугода в стойле. При таких обстоятельствах, каковы бы ни были количество и качество пастбищ, вопрос о зимних запасах корма является крайне серьезным, и недостаток запасов прямо грозит падежами скота.
(«Зимнее продовольствие крестьянского рогатого скота в нечерноземной России» Северный вестник № 2 (февр) 1891)

В Даниловском уезде кожевенное производство встречается только в селе Привалове. Сырые кожи привозятся сюда из сел Вятского и Середы Даниловского уезда, и Закобякина Любимского уезда. В этих же селениях производится и сбыт (Труды первого съезда представителей кооперативных учреждений Ярославской губернии (22-16 янв 1913 г)) .

При советской власти тут был колхоз «Красный луч», была молочная ферма, свиноферма.

К чему это я так долго и занудно про коров. А вот почему. Лет десять назад некая фирма вздумала за селом построить современную молочную ферму на 1200 голов, с учетом молодняка 2000 голов. Чтобы все по последнему технологическому слову, все санитарные нормы соблюдены, с переработкой и утилизацией навоза. Опять же 55 рабочих мест (всего в селе 800 жителей). С работой в селе плохо, многие ездят на работу в Ярославль (40 км).
Но не тут-то было. Руководство ИКК «Вятское» заявило протест. Дескать, мы тут развиваем туристический кластер, музеи, рестораны, гостиницы. Выкупаем старые дома, реставрируем и продаем богатым людям-инвесторам. А если вдруг навозный запах? А вдруг коровы нас всех заразят свиным или птичьим гриппом? Скоты – они такие, чем угодно заразить мог. А тогда nie bydło не захочет здесь ничего покупать и инвестировать.
Долго судились, в результате фирма, строившая ферму, обанкротилась, фермы нет. К настоящему времени ИКК «Вятское» создало в селе более 60 рабочих мест. Они теперь развивают огуречное дело.

Замечательный мостик через Ухтому в нетуристическом месте:





Можно купить отреставрированные дома, а можно те, которые построили недавно, например, вот эти:








В этих отреставрированных домах сейчас музеи:





Эти ждут своей очереди на реставрацию:



Эти дома когда-то принадлежали староверам:







Итак, за час мы обошли центральную часть села. Вернулись в исходную точку, на пересечение трактов на Данилов и на Середу. В пожарном депо находится музейная касса.



Перед поездкой я посмотрела сайт Вятского, почитала про музеи. Надо сказать, что сайт сделан толково. Про каждый музей было написано сколько стоят билеты, сколько стоят экскурсии по музею, а также скидки для пенсионеров. Все это стоит дешево и всем доступно. Но самое главное, там для каждого музея было указано сколько приблизительно нужно времени для осмотра экспозиции. Это очень удобно, можно не только заранее выбрать музеи, но и рассчитать время. Мы пришли в кассу и выяснили расписание экскурсий по музеям на пятницу 11 октября 2019.
Мне хотелось попасть на экскурсию в «музей русской предприимчивости», экскурсия там начиналась в 12:40. Перед этим мы успевали только в «музей кухонной машинерии», где экскурсия начиналась в 11:40. Мы туда опаздывали буквально на пару минут, кассир - тетка не очень любезная, позвонила туда и попросила, чтобы нас подождали. Выяснилось потом, что кроме нас двоих там и не было никого.
Кроме того в кассе мы выцыганили план сельской местности. Кассир не хотела давать, заявляя, что это только для тех, кто берет общий билет во все музеи. Но нам во все не надо. План, кстати, не актуальный, в тот момент музеев уже было больше, чем здесь обозначено:



В музее почти не фотографировала, но общие планы можно посмотреть на их сайте .

В нескольких залах собрано огромное количество европейской и американской кухонной бытовой техники конца XIX – начала XX столетий: мясорубки, кофемолки, кофеварки, соковыжималки, маслобойки, яйцеварки и т.д. Отечественные картофелетерки и холодильники. Впечатлило разнообразие американских электрических тостеров.

Стиральная машина с механическим приводом, которую местные крестьянки использовали не для стирки, а как маслобойку:



Самый замечательный экспонат вот эта плита:


Кроме того, что эта плита произведение искусства, так она еще и многофункциональная. Жаль, что я тогда все не записала, а теперь забыла. Кажется, дрова кладут слева в среднее отделение, под ним зольник. Что за над дровами не помню, кажется можно использовать для быстрого разогрева, типа микроволновки. Воздух хитро распределяется под жарочной поверхностью, таким образом двигая посуду можно добиваться от быстрого кипения до медленного томления. Ну, это понятно. В центральной части духовка, под духовкой что-то типа мультиварки получается, а справа с боку воду наливают и всегда горячую воду из крана можно получить. Кажется, это французская плита.

В музее мы были минут сорок. Надо было торопиться, с минуты на минуту должна была начаться экскурсия по музею «Русской предприимчивости». Мы опоздали минут на пять, но снова никого не задержали, потому что кроме нас никого не было. Собственно, мы на это и рассчитывали, приехав сюда в будний день.

В музее Русской предприимчивости рассказывается об истории здешних мест на примере местных предприимчивых людей. В нескольких предыдущих постах я уже писала про кровельщика Петра Телушкина, лепщика Опекушина, про паточный завод Понизовкиных, про крестьянскую борьбу с большевиками под руководством Пашкова. Обо всем этом нам подобно рассказывали на экскурсии.

Рассказ про село Вятское начинается ab ovo, когда земля была горячей. Три тысячи лет до нашей эры здесь жили фатьяновцы. Собственно, жили они везде. У нас в Ленинградской области в каждом уважающем себя краеведческом музее есть фатьяновская керамика. Но вот я не знала, почему их называют «фатьяновцы». Оказывается, в 1875 году археологи обнаружили могильник рядом с деревней Фатьяново, которая находится примерно в 10-15 км от Вятского.
Вот так выглядело Вятское и его обитатели примерно пять тысяч лет назад:



Надо сказать, что когда мы бродили по селу, мы несколько раз сталкивались с группками деградировавших потомков этих самых фатьяновцев, с огромным трудом держащихся на полусогнутых ногах. Нигде не работают, а деньги на выпивку есть.


Жители Вятского:




А потом произошел неестественный отбор. Самые лучшие, предприимчивые, трудолюбивые были уничтожены как класс. На сегодняшний день известно о десяти раскулаченных во время коллективизации и сорока репрессированных из Вятского. Некоторые пострадали несколько раз, сначала были раскулачены, а затем через несколько лет посажены в концлагерь. Почти все они там остались.

Василий Александрович Пшеничников, 1879 года рождения. Кровельщик, сын кровельщика. С 15 лет, т.е. с 1905 года работал вместе с отцом. Затем: «В 1911 году, скопив 500 рублей денег и получив в подарок еще 500 от своего двоюродного брата, внес 1000 рублей в Полуярославскую артель, существовавшую в Петрограде, и стал ее пайщиком. Члены этой артели пользовались правом поступления на работу с гарантией, а внесенные деньги являлись как бы залогом. В большинстве случаев члены артели работали в банках и кассирами в разных городах России <…> В 1932 году я был раскулачен. У меня отобрали хлеб, картофель, сарай и ригу. В 1934 году я вступил в члены колхоза и до последнего времени работал кассиром и учетчиком в нем». В 1945 году был арестован, на тот момент ему было 66 лет. Получил 8 лет по 58-10 за «антисоветскую пропаганду». Да, он имел неосторожность кому-то сказать, что до революции он жил лучше. Старый кровельщик выжил эти восемь лет концлагеря и глубоким стариком вернулся в Вятское:



В колхозе «Красный Луч», в который вступил В.А. Пшеничников, было три полеводческих бригады, в 1932 году организована животноводческая. в 1950-х было образовано училище механизации, готовили трактористов, комбайнеров, водителей. В 1960-х в училище обучалось до 700 человек. Училище просуществовало до 1995 года.
В 1992 году колхоз был был перерегистрирован в коллективное хозяйство "Красный Луч", позднее в сельскохозяйственный производственный кооператив "Красный Луч", основным видом деятельности было разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока.

После 2003 года с жаром принялись восстанавливать село и превращать его в туристический кластер. По случайному совпадению решением арбитражного суда Ярославской области от 19 июня 2009 года сельскохозяйственный производственный кооператив "Красный луч" признан несостоятельным ( банкротом). Так же как и вышеупомянутая фирма, строившая скотопромышленную ферму.


На макете можно с помощью подсветки посмотреть этапы музеефикации села, что уже сделано, а что еще только предстоит:



На сайте было написано, что экскурсия длится 40 минут, но для нас – почти час, потому что у нас было много вопросов, на которые мы получили подробные развернутые ответы.

После музея мы еще погуляли полчаса, а потом пора было обедать. Сначала мы решили пойти в ресторан. Перед поездкой я прочитала отзывы. Ни одного положительного! Редко такое бывает. Все в один голос писали, что долго, дорого и невкусно. Но выбора нет, потому что это единственное место, где можно поесть. Мы заглянули в ресторан. В это время там кормили чечевичной похлебкой тех самых художников. Места в ресторане были, но нам честно сказали, что ждать долго. Сначала обслужат их, потом, примерно через час - нас.

Ресторан и гостиница находятся во вновь построенных зданиях в центре села. С моей точки зрения очень удачная стилизация:



Но оказалось, что ресторан отнюдь не единственное место где можно поесть. Мы пошли в кафе «Уют» - обычная столовка. Здесь разогревают в микроволновке уже готовую еду. Мне понравилось вс: солянка в горшочке, котлета с макаронами. П. дополнительно брала блинчики с яблоками. Всё вкусно, быстро, недорого.
Раньше в «Уюте» была чайная Телушкина:


Не знаю, какое отношение владелец чайной Александр Иванович Телушкин имел к знаменитому кровельщику Петру Телушкину из Вятского, может родственник, может однофамилец. Чайная во время коллективизации была одним из центров антиколхозной агитации. Люди были недовольны грядущим снятием церковных колоколов:
«Так недели за две до собрания о снятии колоколов группа кулачества, группируясь в чайных, принадлежащих кулакам Телушкиным, открыто вела антисоветскую агитацию. Из показаний свидетеля: "Недели за две до собрания о снятии колоколов (а проходило оно 2.12.29) я с товарищем пил чай за отдельным столом. В то же время пили чай за большим столом [перечислены восемь фамилий]. Между указанными лицами завязался разговор относительно г. Ярославля, где производится снятие колоколов». Далее доносчик подробно пересказывает разговор, длившийся около часа.
Телушкин Александр Иванович, владелец чайной, был посажен в 1930 г. по 58-10 в концлагерь на три года; Телушкин Григорий Иванович, 1876 г.р., торговец, в концлагерь также по 58-10; Телушкин Иван Иванович, 1885 г.р., торговец, в концлагерь по 58-10.
Телушкин Иван Иванович, 1881 г.р, раскулачен в 1930 г., выслан, умер 2 июля 1932 года на станции Зилово Читинской области.
Жену и детей выгнали: «Когда репрессировали моего папу Телушкина Ивана Ивановича, мне было 8 лет. Мы остались с мамой трое детей под открытым небом. Из дома всех выселили, все было отобрано: вещи, мебель, скот и все пристройки. Землю отняли. Нам не давали ни клочка. Мы скитались по своему родному селу по квартирам разутые и раздетые, голодные. Очень тяжело было маме. В 1940 году уехали в Ярославль».


После обеда в «Уюте» у нас оставалось еще полчаса свободного времени. И мы пошли гулять по нетуристической части села.

















Мы ничуть не пожалели о том, что приехали в Вятское. Чудесно погуляли по живописному селу, были в двух замечательных музеях, увидели и узнали много интересного. Я думаю, что сюда имеет смысл приезжать с детьми, тут есть веревочный парк, музей игрушек. Да и музеи для взрослых детям тоже будут интересны.
А мы начале пятого мы поехали дальше в Красный Профинтерн, о чем я уже раньше писала.

Tags: Ярославль
Subscribe

  • Заблудилась. Концлагерь №3

    понедельник 23 мая, 11:30-12:50 После Кукотайпальского канала следующим пунктом нашей поездки был водопад Мюллюкоски, до которого надо было ехать 50…

  • Вокруг Линдуловской рощи

    Первого августа прошлого года мы (мама, Наташа, Юра и я) ездили на прогулку по Выборгскому и Курортному районам. Были в Константино-Еленинском…

  • Иматра

    Пару лет назад мы вместе с Наташей и Юрой целый день катались по Приозерскому району. Каждая наша остановка делалась не только чтобы осмотреть…

  • Святочное

    В свое оправдание должен я сказать, что напился я вовсе не с радости. Радоваться такой чепухе, как новый год, по моему мнению, нелепо и недостойно…

  • Приозерск на старых открытках

    2. Круглая башня. Вид с Вуоксы 3. Панорама крепости со Спасского острова 4. Круглая воротная башня Ларса Торстенссона 5. Вокзал…

  • Выборг на старых открытках

    Уважаемая nata_l_12 предоставила чудесные старые открытки Выборга, а я их только отсканировала. 1. Выборгский замок 2.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments