Александра Смолич (amsmolich) wrote,
Александра Смолич
amsmolich

Categories:

Борисоглебский монастырь. Николай де-Мелло, «гишпанские земли» чернец

Николай де-Мелло, католический монах августинского ордена, замечательно странной судьбы человек, находился в Ростовском Борисоглебском монастыре в 1607-1612 гг., а всего в России был около четырнадцати лет.
Родом он был из Португалии. Еще юношей, в Испании, или в Мексике, около 1578 года, вступил в орден св. Августина. Шесть лет он проповедовал в Мексике, затем в 1584 г. был переведен на Филиппинские острова, где, изучив местный язык, с успехом проповедовал до 1599 г.
В Маниле проповедник познакомился с семьей, которая переселилась сюда из Японии. Все они обратились в христианство. Одному из сыновей дали имя Николая в честь духовного отца. Новокрещенный юноша вступил в орден св. Августина.
В 1599 г. отец Николай был выбран для поездки к орденскому начальству в Европу, также на него возложили разного рода ходатайства при папской курии и при испанском дворе. В путь отец Николай отправился вместе с молодым японцем братом Николаем. Сначала они прибыли в Индию в Гоа. К несчастью, готовых к отплытию кораблей не было, и, чтоб не терять времени, они решились ехать сухим путем.
Сначала обстоятельства складывались благоприятно. Персидский шах Аббас I принял их хорошо. В это время шах отправлял посольство в Европу для заключения союза против турок. К этому посольству и присоединились отец Николай и брат Николай. Руководил посольством англичанин Антоний Ширли (https://en.wikipedia.org/wiki/Anthony_Shirley ).

Эта поездка и стала началом всех последующих злоключений, а затем их гибели.
Послы прибыли в Астрахань в начале октября 1599 г., откуда сначала Волгой, затем сухим путем, прибыли к зиме в Москву.

Из разных источников известно, что во время путешествия Ширли и отец Николай постоянно конфликтовали.
В Москве де-Мелло поселился в доме придворного врача из Милана, католика, Павла Читадина (Paolo Cittadini). У него отец Николай совершал богослужения и даже окрестил новорожденную дочку по католическому обряду.
По мнению о. Николая на него донес Ширли. У отца Николая сделали обыск, нашли послания к папе и испанскому королю. Все это показалось крайне подозрительным. Началось следствие. Отец Николай русского языка не знал, переводчиками были англичане. На английских купцов еще Поссевин жаловался. В результате Борис Годунов сослал отца Николая вместе с братом Николаем на Соловки. В Соловецком монастыре об этом сохранилась грамота 1600 года «о присылке в монастырь под начал гишпанские земли чернца Николая с человеком его».

Возможно, для ареста были веские причины. То было время, когда против России велась религиозная и политическая борьба. С одной стороны православный восток. Вспомним православную Польшу в лице Вишневецкого, Острожского, Понятовского, Огинских и других. С другой стороны воинствующий католицизм в лице папской курии. Как известно в Польше это привело к введению унии и практически полному уничтожению православия.

Шесть лет оба Николая провели на Соловках. Думаю, что брат Николай был первым японцем, заключенным в монастыре. Через триста лет вторым заключенным японцем на Соловках был в 1930-х штабной полковник ( Стиркой белья для элиты занимался и японский полковник. Я видел неоднократно как он почтительно кланяясь, с очаровательной улыбкой, преподносил конверт с ослепительно белым бельем заведующему Электропредприятий Гейфелю, точно какой-то особо драгоценный дар своему высокому повелителю).
Неизвестно, какими путями сведения о невзгодах де-Мелло дошли до Рима, и папская курия заинтересовалась его участью. В 1604 году польское правительство дало делу ход. Кроме того, папа Климент VIII поручил кармелитам, ехавшим в Персию через Россию, замолвить слово за изгнанника.
В это время царем был уже самозванец Дмитрий. Он уладил дело немедленно. Николай де-Мелло был вызван в Москву.

Но пока де-Мелло вместе с братом Николаем спешили в Москву, 27 мая 1606 года Дмитрия убили, и на престоле был Василий Шуйский. Царь стал выяснять, что за человек такой? Переводчиками на переговорах опять были неизбежные коварные англичане. Они так ловко переводили, что в результате де-Мелло вместе с товарищем отправили в заключение в Борисоглебский монастырь.







Содержались оба Николая довольно строго. Брата Николая довольно назойливо пытались переманить в православие. Таким притеснениям отец Николай почему-то не подвергался, о чем он сам писал.

По сообщением А.А. Титова латинский чернец был дружен с затворником Борисоглебского монастыря Иринархом, который был тогда в большом почете, сносился с царем Василием Шуйским, принимал однажды у себя князя Пожарского.

Сохранилась отрывочная переписка отца Николая с Юрием Мнишком, который был в это время пленником в Ярославле. В письмах де-Мелло передавал монастырские слухи. Поражает осведомленность человека, который содержится под строгим надзором. Однажды де-Мелло встречался в монастыре с каким-то человеком, судя по всему сторонником самозванца.
После убийства Дмитрия летом 1606 года в Ростов было сослано несколько польских панов. Вероятно от них –де-Мелло окольными путями узнал о пребывании Мнишка в Ярославле. Непонятно, каким образом де-Мелло ухитрился посылать письма. Однако достоверно известно о трех полученных паном Мнишком письмах.
В первом письме де-Мелло рассказал всю свою жизнь: пребывание в Америке и Азии, московские превратности. Просил, чтобы Мнишек ходатайствовал за него в Риме и Мадриде.
Из второго письма понятно, что борисоглебские чернцы были гораздо лучше осведомлены, чем ярославские узники. В Борисоглебском знали все, что происходило в Москве. В этом втором письме описан боярский бунт. Только вот письмо было отправлено в 1607 году, а бунт случился в 1610, т.е. через три года. А все события описаны с поразительной точностью. Получается, что в монастыре с одной стороны заранее знали о готовящемся заговоре против Шуйского и с другой – о том, что Шуйский с самого начала правления собирался заточить тех бояр в монастырь.
По всей вероятности сам де-Мелло ничего не сочинял, а приводимые им слухи действительно были. Да и как бы иностранец в монастырской келье смог бы выдумать отчасти верные сведения.
От Мнишка де-Мелло получил денежную помощь и кое-что из одежды.
30 ноября 1611 года умер (был казнен?) брат Николай.

Около 1612 года для де-Мелло наступило избавление. Муж царицы Марины Мнишек, Иван Мартынович Заруцкий, хлопотал об освобождении отца Николая. Зачем это было нужно Марине, Заруцкому? Отца Николая освободили, он приехал к Марине и вместе с ней перебрался в Астрахань. Марина думала перебраться в Персию. Но не успела. Она бежала на Яик, немногие согласились ее сопровождать. Как известно, беглецов окружили на Медвежьем острове. Казаки защищались недолго и выдали Заруцкого, Марину и отца Николая. Это подтверждается письмом 11 июля 1614 года астраханских воевод Одоевского и Головина к казанским воеводам Воротынскому и Ушатову, где упоминается, как спутник Марины, плененный вместе с ней, «чернец Миколай».
Что случилось дальше и какая участь постигла де-Мелло, трудно установить.








--
Фотографии Прокудина-Горского, 1911 год

Tags: Соловки, Ярославль
Subscribe

  • Слобода Тобале́нец

    8 октября 2017, 9:15-14:30 История слободы Тобаленец восходит ко второй половине XVI века. В 1547 году тут на, так называемых, Синичьих горах,…

  • «Осударева дорога»

    23 июня 2016, 21:30 – 23:59 После ужина мы решили поехать в Повенец к Беломорско-Балтийскому каналу. Собирались ехать все вместе, но в последний…

  • Торжок. О пожарских котлетах и не только

    Наша поездка в Торжок была в некотором смысле гастрономической. Именно в Торжке были придуманы знаменитые пожарские котлеты, о которых упоминали…

  • Пирожки на Садовой. Прогулка от Академии Наук до Биржевого переулка

    11 марта, пятница Находившись по Эрмитажу в поисках механических диковин, устав и проголодавшись, мы решили пойти в забегаловку Метрополя перекусить…

  • Домашние сибирские пельмени

    В начале 1950-х мама еще жила в Иркутске. Зимой она ездила в командировки по бурятским улусам. Целью командировок было лечение и профилактика…

  • (без темы)

    Мэр первопрестольной сообщил по поводу сносов: Вот и славно. Арсений Андреевич Закревский (1783-1865) был героем Отечественной войны (его…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments