Александра Смолич (amsmolich) wrote,
Александра Смолич
amsmolich

Categories:

Русский музей. Праздники по-русски (1)

Мы с М. некоторое время назад побывали на выставке в Русском музее «Праздники по-русски» http://rusmuseum.ru/exhib/lenta/exhibition2011/prazdniki_porusski/
На выставке представлены картины, на которых видно как тесно у нас переплелось христианство и язычество, представлены традиции и обряды, городские и деревенские праздники. В некоторых залах картины сгруппированы по праздникам: Рождество, Пасха, Масляница. В других залах - по событиям: парады, балы, народные гуляния.
Жаль, что кураторы выставки не потрудились написать подробные пояснения. Мне бы это помогло лучше понять сюжет некоторых картин. Не сильна я в народных обрядах. И судя по случайно подслушанным репликам посетителей, а потом и поисков информации в интернете, я не одинока своём незнании.

Например, картина Корзухина А.И. «Девичник»:



В принципе понятно, что такое девичник. Но что они делают?
Потом, уже дома почитала Гнедича. Пишет:


Корзухин, Алексей Иванович, жанрист (1835-1894), один из тринадцати, ушедших из Академии в 1863 году. Написал много жанров и работал в храме Спасителя в Москве. Писал он очень неровно, на ряду с прекрасными вещами встречаются весьма слабые. … «Выход невесты из бани» - недурная картина из народного быта, характеризующая наши языческие обряды.



Значит, картина называется не «Девичник» или у неё двойное название. Википедия подсказала, что важным элементом являлось также ритуальное омовение невесты в бане накануне свадьбы . Ещё нашла, зачем над головой машут венком с лентами. А зачем метут под ногами невесты? Для чего стучат по ведру, сковороде? Ведь у этих обрядов есть какой-то смысл.


В зале, посвященном празднованию Пасхи, можно было увидеть картины, посвященные традиции устанавливать качели, а также катать пасхальные яйца. Про катание яиц я раньше ничего не знала.

Н. А. Кошелев. Дети, катающие пасхальные яйца. 1855 :


Катание яиц — соревновательная игра, её цель — получить яйца других игроков. В этом она является органичной частью обычаев, связанных с пасхальными яйцами, которые предполагают переход крашенных яиц из одних рук в другие.
Подготовка к игре состоит в том, что устанавливается дорожка (также называемая катком или лотком), представляющая собой желоб, изготовленный из картона или дерева, в торце которого выкладывают крашеные яйца, а также игрушки и прочие безделушки. Призы могут укладываться, например, на одеяло. Дорожка может быть наклонной, а форма ее варьируется. Иногда обходятся без специальной дорожки, яйца при этом катают по полу или по траве. Каждый игрок катит своё яйцо по дорожке. Если он попадет в какой-то из предметов, этот предмет выигран. Если же яйцо не задевает никакой предмет, его оставляют на площадке, и оно может достаться другому игроку в качестве приза.


Д.О. Осипов Две девушки в день Семика. 1860-1870-е:


Что такое «Семик»? Могли бы кураторы хоть пару слов написать. А так смотришь и ничего не понимаешь. Ну, обнимаются девицы и что? Думаю, что не все сходу скажут, что это за обычай.

Семик - народный праздник, представляющий собой остаток глубокой языческой древности; празднуется в четверг на седьмой неделе по Пасхе, отчего и вся неделя носит название семицкой, или, иначе, русальной, зеленой, клечальной. Во вторник перед Семиком в Великороссии совершаются задушницы: на могилах поминают покойников, оставляя разбитые яйца; говорят, что в этот день покойники бродят по могилам и дерутся с русалками. В субботу после Семика (клечальная суббота) совершается поминовение умерших (в России, в Болгарии). Самый Семик праздновался народом в рощах, лесах, на берегах реки прудов; к этому дню красились яйца в желтую краску, готовились караваи и т. д. На рассвете по дворам, улицам и домам расставлялись березки; после поминовения умерших молодежь отправлялась в рощи завивать венки из берез; там пели, плясали и играли хороводы; после игр "всей гурьбой" заламывали березку (так называемое семицкое дерево), обвешивали ее лентами и лоскутками и с песнями возвращались домой. Семицкие венки в некоторых местах сохранялись до Троицына дня; в других гадали, бросая венки в воду и наблюдая, потонут ли они или поплывут, остановятся ли на месте, чей венок впереди плывет и т. д. В некоторых местах на семицкой неделе крестьянки отправляли старый обычай кумовства над кукушками: над кукушкой или над травой, называемой кукушкины слезы, с известными обрядами, обменом крестов и т. д., произносилось обещание вечной дружбы. — В Сибири и некоторых местах Великой России Семик называется "тюльпа", "тюлька", что значит глупый, болван, чурбан: в этом, вероятно, отражается указание на обрядовое, семицкое дерево; это может быть также и отклик языческого идола.

«Во поле берёзка стояла» - это, оказывается, про Семик. Зато хоть стало понятно, откуда так много русалок у Маковского. А про художника Осипова так ничего нигде не нашла. Впервые слышу о нём.

Кстати о птичках Маковском. Четыре года назад была дивная выставка, посвященная Маковским http://rusmuseum.ru/exhib/lenta/exhibition2008/makovskie1/ . До этой выставки я думала, что их всего трое, а оказалось, что их было одиннадцать. На той выставке была картина Константина Маковского Поцелуйный обряд (Пир у боярина Морозова). На этой выставке её снова показали. Разглядывать мелкие детали можно бесконечно:



Рядом с нами стояли и ахали три дамы нашего возраста. Они делали прямо таки фантастические догадки по поводу обряда, личности Морозова. То есть они гадали – а кто именно на картине Морозов, пытались как-то его связать с Алексеем Михайловичем! Тут М. не выдержала. Мало ей своих студентов филфака, которые одну из дочерей короля Лира переводят на русский «Гонореей», а известного короля - «солнечный король». Сначала М. тихо пояснила, что картина просто иллюстрация к «Князю Серебряному». Дамы в ответ невинно поинтересовались: «А кто это?». М.- настоящий профессионал, преподаватель со столетним стажем. Лицо её не изменилось, голос не дрогнул. Так же тихо и спокойно коротенько минут за сорок она пересказала сюжет «Князя Серебряного». Я не берусь повторить её подвиг здесь, тем более, что краткое содержание романа доступно на каждом шагу. Но вот немного своими словами:

Дружина Андреевич Морозов слышал, как его жена с кем-то разговаривала в саду. Но он не смог разглядеть, с кем она была, с Вяземским или Серебряным. И тогда он решил, что на пиру заставит Елену целоваться с гостями по старинному обычаю. Когда Серебряный поцеловал Елену, она воскликнула «Пресвятая богородица! пожалей меня!» и потеряла сознание.

Но зато, я отсканировала из Гнедича сцену в саду. Просто, как дополнение к Маковскому.

Шварц. Князь Серебряный и боярыня Морозова:


Шварц, Вячеслав Григорьевич (1838-1869), рано умерший оригинальный талант, превосходный знаток русской старины. Шварц был первый русский художник, серьёзно изучивший археологию и положивший основание жанру из русской истории. Его рисунки пером к «Князю Серебряному» графа А.К. Толстого, «Купцу Калашникову» послужили прототипом для иллюстраторов 70-х и 80-х годов в их исторических композициях.

Кроме того, на выставке была другая иллюстрация к роману того же Шварца.

Шварц. Князь Серебряный в гостях у боярина Морозова:


Потом, когда дома читала, что пишут в этих наших энтернетах о картине Маковского, стало грустно. Прекрасный роман. Опричнина, покорение Сибири. Захватывающий сюжет, приключения. Специально для девушек дивные описания нарядов. И вообще про лииибоофь.))
Tags: Выставка
Subscribe

  • Сельские школы в Островно и в «Чайке»

    9 июля 2017, воскресенье Село Островно находится практически в центре Удомельского района. Село впервые упомянуто в 1498 году, когда после…

  • «Тайны ладожских шхер»

    Публикую отрицательный отзыв на тур «Тайны ладожских шхер» организованный турфирмой «Серебряное кольцо» с 8 по 10 июля 2016 года, гид Георгий…

  • Торжок. О пожарских котлетах и не только

    Наша поездка в Торжок была в некотором смысле гастрономической. Именно в Торжке были придуманы знаменитые пожарские котлеты, о которых упоминали…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • Сельские школы в Островно и в «Чайке»

    9 июля 2017, воскресенье Село Островно находится практически в центре Удомельского района. Село впервые упомянуто в 1498 году, когда после…

  • «Тайны ладожских шхер»

    Публикую отрицательный отзыв на тур «Тайны ладожских шхер» организованный турфирмой «Серебряное кольцо» с 8 по 10 июля 2016 года, гид Георгий…

  • Торжок. О пожарских котлетах и не только

    Наша поездка в Торжок была в некотором смысле гастрономической. Именно в Торжке были придуманы знаменитые пожарские котлеты, о которых упоминали…