Александра Смолич (amsmolich) wrote,
Александра Смолич
amsmolich

Русский музей. Праздники по-русски (2)

Продолжаю дальше про картинки с выставки. Начало

http://amsmolich.livejournal.com/33555.html


Масляница – неделя, предшествующая великому посту; сначала носила название мясопуста; выражения: сырная неделя и масляница явились не ранее XVII века. По Снегиреву, она имеет своим началом праздник в честь языческого бога Волоса. Канун масляницы – вселенская суббота или большая родительская, в которую православные поминают своих усопших родителей. Специальное кушанье маляницы – блины – один из специальных атрибутов поминок; первый масляничный блин у нас в старину отдавался нищей братии на помин усопших. С другой стороны, масляница – праздник начала новой жизни, праздник новообвенчанных, молодых, торжество вновь сложившейся семьи. Время от 6 января вплоть до масляницы слывёт у нас свадебным.
Характерную черту масляницы русской составляет также катание.


Грузинский Пётр Николаевич (31 декабря 1837 — 1 июня 1892) "Масленица" 1889 г.


На масленицу молодожены катались по селу в расписных санях, целовались на глазах у всех – их молодая любовь должна была наполнить жизненной силой всю природу. Ту же магическую цель преследовали весь масленичный ритуал – пиры, игры, катание с гор.


У крестьян первыми начинали кататься незамужние девушки. По длине их пробега гадали, как далеко от дома они выйдут замуж. И судили, кто из них лучше прядёт. Как-то причинно-следственные связи мне неочевидны. А потом катались замужние женщины «на долгий лён» - для получения лучшего урожая льна. А уж потом катались все подряд.

Аткинсон. Катание с гор на Неве. 1792


В СПб. местами устройства гор и балаганов масляничных были: Нева, между крепостью и Зимним дворцом, при Елизавете Петровне – место нынешней площади Большого театра, позже Адмиралтейская площадь, с 1872г. – Марсово поле (Царицын луг).

Серракаприола. Катальные горы на большой Неве. 1817


Балаганы украшаются огромными разрисованными полотнищами, на которых изображены сцены из представляемой в балагане пьесы.

К. Е. Маковский "Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге" 1869


Всё-таки коричневый Зимний режет глаз.

В представлениях главное внимание обращено на грубые эффекты, как-то: барабанный бой, стрельбу, бенгальские огни и т.п. Пьесы обыкновенно кое-как скроены, хотя зачастую из произведений наших знаменитых авторов, как-то: Пушкина, Толстого, Лермонтова и др.; обыкновенно сюжетом пьес служат события отечественной истории, исковерканные приноровлением к грубому исполнению. Само понятие балаганный в силу этого стало нарицательным для обозначения грубого и трескучего.

Б. М. Кустодиев. Балаганы. 1917


После масленицы народ отдыхает до Пасхи. Вот ещё одна интересная картина Шварца. Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче. 1865:


Увы, кураторы не дали второе название картины «Шествие патриарха на осляти». Из реплик посетителей было понятно, что они считают, что это Алексей Михайлович на лошади. А М. уже отдыхала от бурной просветительской деятельности.


Б. М. Кустодиев. Вербный торг у Спасских ворот на Красной площади в Москве. 1917


На этой картине меня поразили надувные шарики. Никогда раньше не задумывалась, когда они появились в природе.

А вот и Пасха.
А. Попов. Балаганы в Туле. 1873


Понять это можно потому, что стоят качели. Ещё один языческий ритуал. На Пасху обязательно качались на качелях – чем выше качели взлетали, тем выше должны были вырасти колосья и травы. В 1648 году был даже указ о запрещении качаться на качелях.

Стояла перед картинами с качелями, разглядывала свои любимые машины и механизмы. Подтащила М. и стала тыкать её носом, с объяснениями, как они устроены. Там внизу у качелей стоит два человека, они вращают ручку; с помощью цилиндрической зубчатой передачи усилие всего двух человек передаётся на вал, и может кататься восемь человек одновременно. И что? М. меня слушать не стала, только хмыкнула. Хвилолог. А ведь мы раньше эти эвольвенты без всяких компьютеров считали, на логарифмических линейках. Динозавры.

Вот тут Ярошенко подробно верхнюю часть качелей изобразил.
Ярошенко На качелях. 1888



Кроме праздников, обрядов и традиций, на выставке были представлены просто праздничные мероприятия.

Г.Г. Гагарин. Бал у княгини М.Ф. Барятинской.1834


Вот именно так в детстве я представляла себе настоящих принцесс.

Якоби. Ледяной дом. 1878


Эта картина в своё время произвела сенсацию.


Г.Г. Чернецов. Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге. 1837
На переднем плане справа император, императрица и свита. Также изображены известные современники, например, Крылов, Пушкин, Жуковский, Гнедич, Брюлловы. Всего 223 портрета: http://www.tez-rus.net/ViewGood37888.html


Мы с М. легко узнали Александра Сергеевича и Ивана Андреевича. Картину эту я видела впервые, раньше только читала. Поэтому мы с М. знали, что там портреты «всего Петербурга». Но опять же на выставке об этом ни слова.


Б. М. Кустодиев. Праздник в честь II конгресса Коминтерна на площади Урицкого. 1921.



На выставке можно было купить толстый каталог за 1500 руб. А нет бы ещё отпечатать небольшой набор открыток и на каждой на обороте написать кратко о художнике и сюжете картины. И продавать по 15 рублей за штуку. Не дождёмся.


Курсив из энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона.

Tags: Выставка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments