Александра Смолич (amsmolich) wrote,
Александра Смолич
amsmolich

Category:

Народности России

Сразу после выставки «Праздники по-русски» мы с М. плавно перешли к осмотру выставки «От Москвы до самых до окраин»

http://rusmuseum.ru/exhib/lenta/exhibition2011/ot_moskvy_do_samyh_do_okrain/

Зря мы так сделали. Потому что уже устали. Выставка интересная. Окраина понимается в широком смысле этого слова. Например, один зал был посвящен тем, кто оказался на краю жизни – каторжанам, инвалидам, беспризорникам, нищим, блокадному Ленинграду. Часть экспозиции посвящена простым людям.

Кроме того на выставке была представлена коллекция фарфоровых скульптур "Народности России" Павла Каменского. Меньшая часть коллекции хранится в Этнографическом музее, большая часть в Эрмитаже. В на выставке в Русском музее была Эрмитажная коллекция.
На сайтах Эрмитажа и Этнографического музея прочитала, что:
В 1907 - 1917 годах, к 300-летию дома Романовых, были изготовлены три серии фарфоровых фигур в национальных костюмах народов России. Всего было создано 146 форм для отливок. Фарфоровые скульптуры из серии "Народности России" воспроизводят в объеме цветные иллюстрации из труда академика И.Г. Георги "Описание обитающих в Российском государстве народов, а также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достойнопамятностей".






Сфотографировала тайком на мобильный мордовских женщин. Та, что справа – мокша:


Оказалось, что Иоганн-Готлиб Георги очень интересная личность. Он был этнографом и путешественником, профессором минералогии Академии наук. Он много путешествовал по России. Снял карту Байкала. В путешествиях своих Георги срисовывал всё примечательное и составил большую коллекцию изображений народов России. Именем Георги названо вывезенное из Мексики растение – георгина. О нём действительно хорошая статья в Википедии http://ru.wikipedia.org/wiki/Георги,_Иоганн_Готлиб  . Там же список его основных печатных трудов.

Поскольку о народах России я ничего не знаю, то сначала решила, что просто полистаю его описание народов. И неожиданно для себя увлеклась, читала и не могла оторваться.

Вот удивило:
Анна Иоановна одержала с 1736 по 1739 год, многия победы над Турками, во время войны за набеги и разорения, причиненные Татарами в Украине.

В книжках девятнадцатого века всегда на Украине.
Ещё о Тептерях:
Тептерь, слово татарское, и значит такого человека, который не в состоянии платить подушных денег. Оное пригодилось для основателей сей сволочи, которая в половине шестагонадесять столетия, по случаю причиненного Царем Иоаном Васильевичем Казанскому Царству разрушения, собралась из Черемисов, Чуваш, Вотяков и Татар, в Урале, а особливо в составляющей Башктрию и к Уфимской Губернии принадлежащей, части, и весьма скоро стала многолюдна.

Сволочи – это те, кого насильно сволокли со своего места или они сами проволоклись на новое место. Когда-то давно, не помню где )), прочитала, что в те времена, когда мало кто умел читать и считать, налоги собирали следующим образом. В поселение приезжал сборщик налогов с веревкой определённой длины. Простых людей сволакивали в компактную толпу так, чтобы обернуть их этой веревкой. Одна такая «упаковка» равнялась одной сволочи. Считали, сколько сволочей в поселении и, следовательно, какой налог надо заплатить. То есть тогда сволочами называли простых, не знатных людей.

Ну и ещё из цитаты выше « в Урале». Почему?
А вот из Брокгауза о тептерях:
Тепте(я)ри – народность, образовавшаяся из различных беглых элементов из среды приволжских финнов и чуваш, с течением времени совершенно отатарившиеся. Исповедуют мусульманство; живут среди башкир, в количестве 300000 человек, в губерниях Оренбургской, Самарской, Пермской и Вятской. История их сливается с историей башкир, под именем которых с 1855 г. разумеются в нашем законодательстве и тептери.

Вообще «Описание» Георги очень доброжелательно, подробно описывается внешность, костюмы, обычаи, еда, черты характера. Но у каждого народа кроме положительных черт, Георги подмечал что-то плохое. Сейчас такой текст назвали бы не политкорректным. Например:

Они нарочито упрямы, ленивы, неопрятны и к пьянству склонны: но при всем том имеют остроту разума, и женский их пол, меньше причастный угнетению, не дурен, и к суетности склонен.

При скудости своей и безпорядочной жизни, они ещё и глупы, недоверчивы, вороваты, и, по причине склонности своей к шалостям и грабежам, опасны.

В поступках своих бодры, послушны, честны, рачительны, не глупы, но легкомысленны, к беспорядкам склонны, в гневе не укротимы и не опрятны.

Вот здесь поясняет, почему появились такие черты:
…невежды, склонны к грабежу, вероломны и весьма лукавы; но вся их злость и разбойничество происходит от недостатка в них самовластного правительства.

Там где поселяются, все вообще купечествуют и фабриканствуют. Они весьма пристрастны к торговле, чему весьма способствует их склонность к уединению и одиночеству, к любостяжанию, к скупой и скряжнической жизни, и непривязанность к отечеству. В купеческих промыслах своих они не смелы, а потому малыя, но в скорее получаемыя прибыли, предпочитают великим, коих долго ожидать должно. В обхождении, смотря по человеку, бывают весьма унижены, а иногда и надменны; друг другу завидуют, к претерпевающим же нужду, а особливо к Иностранцам, безмерно скупы и даже жестокосердны.

Так читала, читала и всё думала, ну неужели не найдется людей без недостатков. И нашлись. Их нет у тунгузов (эвенки). Замечательные люди:
Сложения они самаго многокровного. У них всегда на языке и на деле то, что на сердце. Лгать кажется им дурно: и сие самое предохраняет их от подозрения и клятв. Воровство и обман почитается у них столь позорным делом, что они по таковым попреканиям размениваются часто стрелами. Довольствуясь самыми необходимыми надобностями, ни к чему кроме оных, не имеют пристрастия: и по тому пребывают при родительских своих нравах и житейских порядках без дальнейших прихотей и затей. Горести сего дня не растворяют они попечением о заутре; но паче делятся со всяким кто бы у них ни случился, последним куском безкорыстно, и снедают оной с веселостию. Да и в таком случае, когда несколько дней сидят голодны за неимением ни какого харчу, не унывают. В делах их видна осторожность, рачение и способность. Они весьма скоро перенимают другие языки, и в верховой езде, зверином промысле и стрелянии из луков искусны. В местах, где кочуют, знакомо им почти всякое дерево, всякой камень и проч. Следы зверей узнают на утоптанном мхе, траве, или и просто по знакам на голой земле, где посторонний человек отнюдь не может приметить ни чего особливаго. Когда хотят иметь свидание в других местах, то места умеют описывать так точно, либо делают пальцом на снегу или на земле такие чертежи, что неотменно, где надобно, сойдутся.

В целом это подтверждается и в энциклопедии Брокгауза. Правда, через сто лет после путешествия Георги, там с грустью отмечают, что:
К сожалению, под влиянием сношений с русскими и распространяющейся страсти к водке и картам, симпатичные черты стали пропадать в Тунгузах, кочующих вблизи русских поселений.

Мне часто приходится слышать: - «мы, русские, дали им культуру». Можно подумать, что кто-то сидел и ждал, когда же им дадут эту самую «культуру».

У лесных Тунгузов, кроме табаку, нет в употреблении ничего пьянаго, да и тот курят из маленьких Китайских трубок, перемешав с мхом: по чему и бывают во всю жизнь свою трезвы. Охоцкие и Северные Тунгузы употребляют для веселости духа мухоморы. Степные и заживнейшие оленьи Тунгузы пьют летом переквашенное молоко, а первые и вино из молока выкуренное. Перегонный прибор весьма сходствует с тем, какой у нас употребляется.
Увеселения их при брачных поездах и в праздники состоит в повествовании вымышленных приключений, которые они иногда и воспевают в песнях, о зверином промысле, о любви и проч. в пляске по досчатой скрыпке о трех струнах.


Спрашивается, с какой стати я так заинтересовалась сибирскими народами. Как-то уже здесь писала, что мой далекий прадед Василий Яблоновский был выслан в Сибирь из Польши после восстания 1863 года. У него был сын Федор. А вот фотография моей прабабушки Сусанны Федоровны Чагиной (Яблоновской) в 1939 году:


Вот её сестра Пелагея Федоровна в 1900 году:


А вот брат Николай Федорович Яблоновский в 1898 году:


Ведь видно же, что Яблоновские настоящие, коренные сибиряки! ))


Tags: Выставка, Моя семья
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments