Александра Смолич (amsmolich) wrote,
Александра Смолич
amsmolich

Ломоносов и Елизаветинское время в Эрмитаже. (1)

В прошлом году исполнилось 300 лет со дня рождения Ломоносова и 150 — со дня кончины Елизаветы Петровны. И Эрмитаж устроил выставку «Ломоносов и Елизаветинское время» http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/04/2011/hm4_1_286.html . А ровно сто лет назад в Академии художеств была выставка с точно таким же названием. На нынешней выставке в Эрмитаже было подробно описано, как была оформлена первая выставка, как собирали экспонаты. Оформлял выставку Лансере, куратором был барон Николай Врангель, младший брат того самого Врангеля. Судя по всему, на первой выставке организатором удалось создать атмосферу Елизаветинского времени, это был гимн той эпохе.

На нынешней выставке также попытались воссоздать дух эпохи барокко, роскошества и излишеств. Кроме того хотели показать ту среду, в которой работал Ломоносов.

Но что-то не так на нынешней выставке. С одной стороны Эрмитаж представил уйму вещей (более 700) из своей коллекции – картины, посуду, стекло, веера, табакерки, украшения, мебель. То есть это вроде бы должно было представлять Елизаветинскую эпоху. С другой стороны Кунсткамера, библиотеки предоставили вещи Ломоносова: карты, глобусы, циркули, астролябии, магниты, телескопы, квадранты, лейденские банки. Но как сделать захватывающую историю из всего этого набора? Как показать связь науки с окружающей жизнью? Я не знаю. А критиковать всякий может.

В качестве фона - разрастающийся Петербург в рисунках Михаила Махаева. Кроме того напомнили нам, что при Елизавете в Петербурге построены Смольный монастырь и Никольский морской собор, а Александро-Невский монастырь обогатился роскошной ракой для мощей святого благоверного князя.
Вот про этот фон мне и хотелось бы сказать отдельно.


Это тот Петербург, который мы потеряли. То, что сначала было построено итальянскими архитекторами Трезини ,Растрелли, Ринальди. А позже, в XIX веке было практически полностью уничтожено.

При Академии наук была Гравировальная палата. Граверы и рисовальщики фиксировали достижения академиков, украшали иллюстрациями их книги, вычерчивали карты. Специальным направлением было создание портретов академиков.
На выставке был представлен альбом под названием «План столичного города Санктпетербурга с изображением знатнейших оного проспектов». Альбом сделан по великолепным рисункам М.И. Махаева, который с 1746 получил специальное задание от Академии наук и даже паспорт для беспрепятственного рисования необходимых видов. В результате альбом, созданный к пятидесятилетнему юбилею нашего города, вошли двенадцать гравюр и план города на девяти листах.
Этот план навсегда закрепил строгую и целесообразную планировку лучшего из городов.
На плане показана фактическая застройка города и места перспективного строительства, отмечены некоторые утраченные объекты. Особо выдающиеся здания показаны перспективными рисунками.


Вообще для того времени было совершенно нормально изображать не только то, что уже есть, но и то, что ещё только планируется построить. Так вот ценность этого альбома заключается в том, что здесь достаточно точно воспроизведён исторический облик Петербурга середины XVIII века.
Рисунки выполнены преимущественно с натуры, с использованием "камеры-обскуры", которая позволяла с помощью объектива и зеркала проектировать на бумагу изображение избранных объектов. Камера устанавливалась на треножник и помещалась в передвижную будку. Руководил работой этого устройства художник Г. Валериани.
Триумфальная арка на Мойке:


Въезд в город. Дворец этот строили Земцов и Растрелли. Елизавета подарила его Разумовскому. Слева есть гаванец. Теперь на этом месте Аничков дворец:


Вид реки Невы с Невского моста между Исаакиевской церковью и Кадетским корпусом:


Вид реки Невы между Зимним дворцом, Академией Наук и Кунсткамерой:


Вид старого зимнего дворца, на месте которого сейчас Эрмитажный театр, и канала (Зимняя канавка), соединяющего Мойку с Невой. Вот тут Махаев изобразил (по памяти? по старым рисункам?) Зимний дворец Анны Иоанновны (строил Растрелли). Это был реконструированный Зимний дворец Петра I http://amsmolich.livejournal.com/48992.html . К 1753 году, когда был издан альбом, его уже не было.


Вид реки Невы между Адмиралтейством и Академией Наук. Вот тут справа виден тот Зимний дворец, который существовал во время создания альбома:


Фрагмент крупнее, чтобы лучше рассмотреть набережную у дворца. Слева вдали за дворцом виден гаванец:


Вид Адмиралтейства и Зимнего дворца со стороны Невского проспекта:


Вид летнего дворца императрицы Елизаветы Петровны со стороны реки Фонтанки:


Вид Биржи и Гостиного двора вверх по Малой Неве:


Весь альбом и план Петербурга можно посмотреть http://www.nlr.ru/fonds/maps/10/

Проект Исаакиевской церкови Ринальди:

Tags: Выставка, Любимый город
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments