Александра Смолич (amsmolich) wrote,
Александра Смолич
amsmolich

Categories:

Таврический дворец


На прошлой неделе в газете «СПб ведомости» была опубликована статья «Гнездо народовластия», посвященная двадцатилетию Межпарламентской ассамблее государств – участников СНГ.
Мне не очень понятно, чем занимаются чиновники, которые работают в МПА. Из статьи стало ясно, что не я одна такая. Поэтому по инициативе Государственной думы в год ее столетия (2006) был создан специальный центр по изучению работы данного органа. Называется «Центр истории парламентаризма».
Интересно, как они там изучают нашу демократию. Как-то там ищут её и каким-то прибором измеряют. Центр располагается там же где и МПА, в Таврическом дворце.
Из статьи:
И вот новость: теперь Таврический доступен не только организованной группе, но и одиночному посетителю. Важно лишь заранее записаться (телефон 326-69-11) и взять с собой паспорт. Сотрудники Центра истории парламентаризма проведут экскурсию даже для одного человека, хотя и постараются сгруппировать нескольких желающих.

Мама заволновалась, сказала, что надо срочно идти, а то это гнездо снова могут закрыть для простых людей. Дозвонилась легко, кроме нас записалось ещё пять человек. В понедельник мы были на экскурсии в колыбели демократии . Экскурсию проводила сотрудница центра с красивым, а главное редким именем Лена.


Вот план дворца при Потёмкине:

В основном вся экскурсия проходит в трех помещениях – в №2 Купольный зал, №3 Большая галерея и №4 Зимний сад , который сто лет назад был перестроен в зал заседаний.
Таврический дворец был построен в 1783-1785 годах архитектором И.Е. Старовым по воле Екатерины II, которая подарила это здание «герою Тавриды» кн. Потёмкину. По другой версии Потёмкин сам стал строить этот дворец для конногвардейского полка, в котором он начинал службу. Екатерину II принимали в казарме этого полка, поэтому Потёмкин задумал построить дворец для парадных приёмов.
В 1790 году Потёмкин продал дворец в казну за 450 тысяч рублей. Якобы ему срочно понадобились деньги, чтобы погасить картёжный долг. Но уже в следующем, 1791 году, дворец по просьбе князя был ему возвращён Екатериной II.
Здание построено в классическом стиле. Над центральной частью здания высится огромный полусферический купол, что было новшеством в то время в России. К концам главного корпуса примыкают под прямым углом два флигеля, которые соединяются меж собой оградою.
Первоначально дворец был открыт к Неве, с которой соединялся каналом. Рядом с дворцом была небольшая гавань. Эта перспектива сохранялась до 1863 года, когда была построена водонапорная башня и другие сооружения городской водопроводной станции.


Державин восхищался Таврическим дворцом:
Наружность его не блистает ни резьбой, ни позолотой, ни другими какими пышными украшениями… Оно просто величественно.

Но эта наружная простота резко контрастировала с внутренним убранством дворца, от которого до наших дней практически ничего не сохранилось.
Проход из вестибюля (№1) в купольный зал (№2) был оформлен в виде огромной триумфальной арки. Внутри главный корпус почти весь образует одну громадную залу (№3) с двумя боковыми крыльями и с двойным рядом колонн. А затем был колоссальный зимний сад (№4). То есть зимний сад был виден на просвет из вестибюля. Зимний сад просуществовал до начала ХХ века, когда на этом месте был построен думский зал заседаний.
Как выглядел купольный зал можно посмотреть на картине Фёдора Данилова. Аллегорические изображения Живописи, Архитектуры, Музыки.



На северных хорах во времена Потёмкина находился орган. Этот орган сохранился, и увидеть его можно в Меньшиковском дворце. Кроме того в подарок Екатерине II, Потёмкин приобрёл часы-павлин, которые оказались сломанными. Дарить их было невозможно. С механизмом часов разобрался Кулибин, изготовил недостающие детали, и они по сей день работают (теперь в Эрмитаже). Печи и камины во дворце не работают, хотя по правилам пожарной безопасности их всё равно обслуживает трубочист.



Люстра в купольном зале поразительно напоминает люстры из гербового зала Зимнего дворца. Но искусствоведы не могут определенно сказать, что это та же самая люстра. Потолок в зале плоский, но за счёт росписи возникает иллюзия, что он сферический.



Екатерининский зал (№3). Зал огромный, в длину около 70 метров. Он изначально был задуман для проведения празднеств. В этом зале Потемкин задал 9 мая 1791 года роскошный праздник в честь императрицы. За два дня до праздника Суворова, истинного героя Измаила, отправили в Финляндию, под предлогом осмотра шведской границы. На празднике Державин читал оду «Гром победы раздавайся». Потёмкин поручил Державину составить подробное описание праздника. Из описания известно, что на праздник было истрачено 200 тысяч рублей. Чтобы гости могли отдыхать между танцами пространство между колонн было превращено в ложи и задрапировано зеленой тафтой.
Екатерина II покинула праздник, по её меркам, очень поздно – в два часа ночи. Ниоткуда она так поздно не возвращалась, а праздник продолжался до утра. Это был последний раз, когда она видела Потёмкина, так как он вскоре скончался по дороге из Ясс в Николаев.


Люстры в зале подлинные. Это средние люстры из Георгиевского зала Зимнего. Раньше люстры не опускались, но сейчас сделан механизм, с помощью которого их можно опускать и поднимать.


По смерти Потёмкина, дворец был приобретён в казну. Павел I отдал его в 1797 году конногвардейскому полку. Во дворце были устроены конюшни, манеж, жилые казармы полка. К мраморным колоннам были прибиты доски, чтобы сделать стойла для лошадей. Построили нужные места. Всё-таки так ненавидеть собственную мать может только психопат. Из Таврического дворца забрали всё – паркет, мебель, печки, дверные ручки, замки, все мелочи и перевезли в Михайловский замок, который Павел строил для себя. Вместо старых печей соорудили новые русские печи. Всё это продолжалось недолго, но дворцу был нанесен колоссальный ущерб.

В то время, когда здесь были конюшни, холст с потолка валялся где-то в холодном сарае. Александр I в 1804 году восстановил дворец в прежнем виде («Всё будет как при бабушке»). Для потолка была сделана точная копия. Фрагменты старого холста живы до сих пор. Они хранятся, в том числе, в Академии художеств.


С этого времени в нём иногда останавливались иностранные принцы, посещавшие русский двор. Одно время здесь жила вдова Павла, Мария Фёдоровна. Сюда, по приглашению Александра I, переехал Н.М. Карамзин, и здесь он умер 23 мая 1826.
Впоследствии картины и другие художественные предметы были взяты в Эрмитаж, в Зимний дворец, Академию художеств и Русский музей. Таврический дворец пришёл в полное запустение. Только в конце XIX века он был отреставрирован.

Посмотреть, как выглядел зимний сад можно на картине. В центре сада была устроена ротонда. Конструктивно она служила опорой для потолка, так как на тот момент времени не существовало способа для сооружения таких больших перекрытий. Нам подробно рассказывали об устройстве сада, как были насыпаны дорожки. Всего было посажено около 23 тысяч деревьев (кажется, я правильно услышала). Зимой прямо из Екатерининского зала гости попадали прямо в зимний сад, а в теплое время года выходили в Таврический парк.



В ротонде стояла скульптура «Екатерина-законодательница» работы Шубина, которая сейчас находится в Русском музее. Потёмкин специально заказывал эту статую для Таврического дворца. Екатерина II изображена в образе Минервы — римской богини мудрости, покровительницы наук, искусства и ремесел. Но фактически это не аллегория, а реалистический портрет, причем не монументального, но станкового характера. Шубин не получил от императрицы никакого вознаграждения, не досталось ему и профессорское место в Академии художеств, где портретная скульптура считалась «низшим жанром».




В начале ХХ века дворец был переоборудован для Государственной думы. Появилась почта, телеграф, буфеты и ресторан. Зимний сад был переделан в зал заседаний. Екатерининский зал стал залом для прогулок депутатов. Между этим залом и залом заседаний построили стену и сделали лестницы для входа.

Первоначально стены зала были окрашены в белый цвет. В центре висел портрет Николая II. Потом нам показали, где сидел председатель думы, его товарищ, секретарь и товарищ секретаря, гласные, места министров и стенографов.









Дума начала работу 27 апреля 1906 года.
Николай I пригласил депутатов в Георгиевский зал Зимнего дворца и произнес торжественную речь.




После этого депутаты на паровом катере поплыли в Таврический дворец. Первый день был не рабочим. Первая Дума просуществовала всего 72 дня, но именно по её инициативе во дворце появилась библиотека.

Зал был оборудован на 554 места. Кресла были заказаны на фабрике Мельцера. После того, как рухнул потолок и начался ремонт, выяснилось, что вместо дубовых кресел, на мебельной фабрике были изготовлены обычные кресла с дубовым шпоном. За кресла переплатили в пять раз. Потолок был реконструирован, был сделан стеклянный купол, который хорошо виден на первой фотографии. Ремонт длился не долго – всего 10 дней.

Вообще нам очень повезло с погодой, поэтому во всех помещениях было очень светло, так как ради нас вряд ли бы стали включать люстры. Зал, освещение дневное:



Считается что через дверь, над которой есть лампочка, в зал вошёл Железняков и произнёс историческую фразу « Караул устал».


После осмотра зала заседаний мы пошли в другое помещение, в котором расположена экспозиция, посвященная первому дню заседания Думы. По дороге мы осмотрели кабинет:



Вид из окна кабинета в собственный садик депутатов МПА СНГ. Рядовые сотрудники дворца не имеют права туда выходить гулять. Особенно обидно летом, когда во время обеденного перерыва можно видеть прогуливающихся слуг народа.



«СПб ведомости»:
Где еще рассказывать о российском народовластии, как не в его «родовом гнезде»? Где воспитывать уважение к институту парламентаризма как таковому, если наши нынешние сенаторы и депутаты столь мало соответствуют идеалу (о чем охотно говорит федеральная пресса, что демонстрируют телеканалы)?

А школьники приходят сюда целыми классами на особые программы, деловые игры, конкурсы, посвященные и первой Госдуме, и зарождению парламентаризма. Дети вместе с учителями заранее готовятся по определенному сценарию, осваивают роли думцев – представителей разных партий столетней давности, затем ведут дискуссии... Иных бывает трудно остановить, а кто-то именно в такой момент решает посвятить себя, допустим, юридической науке. Или истории с политологией.

Для детей сделана компьютерная игра с двухмерной графикой. Я попробовала поиграть. Скукотища. Это не игра, а тест. Задают вопрос и предлагают четыре варианта ответов. И кому это может быть интересно?



На экспозиции только один экспонат подлинный. Это план дворца, который выдали первым депутатом, чтобы они лучше ориентировались в здании:



«СПб ведомости»:
История и красота самого дворца, творения великого Старова, тоже не забыта. Ему посвящена еще одна выставка, которую успели открыть: «Таврический дворец. Вчера и сегодня». Фотографии и документы рассказывают, во-первых, о его утратах: перестраивался не раз, начиная с царских времен. Во-вторых, о реставраторах – специалистах компаний «Матис» и «Рестамп», они делали люстры и ограду. Наконец, на снимках показаны закрытые для публики великолепные комнаты – те, где располагаются представительства стран-участников, а также кабинеты председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко и председателя Госдумы Сергея Нарышкина.

Вот тут в газете несколько погорячились. Да, мы пришли на эту «экспозицию». Там витринка, в которой инструменты реставраторов, и пара экспонатов в процессе реставрации. И несколько фото. Практически вся экспозиция видна на фото:



В кабинеты Матвиенко и Нарышкина рядовым сотрудникам дворца заходить запрещено. Наша экскурсовод Лена ни разу там не была.

«СПб ведомости»:
Есть новые экспонаты. Из парламентов Украины, Казахстана, Армении, Азербайджана и Белоруссии «приехали» документы, книги, значки... Эти внешние признаки демократии рассматриваешь и думаешь не о прежних верховных советах, РСФСР включительно, а про молодые страны, лишь начинающие осваивать мировой опыт. Все это в новой витрине в центре атриума – вокруг эффектной композиции из голубого стекла, отсылающей к эмблеме МПА. Кстати, в названных странах таких музеев нет.

На эту выставку нас не водили, но эти внешние признаки демократии можно посмотреть на сайте, который указан на билете:



Tags: Выставка, Любимый город, ворчание
Subscribe

  • Неразобранное за 2017 год

    Закончился 2017 год. О чем-то я писала, о некоторых поездках еще только собираюсь написать, о чем-то писать не планирую. Я не подвожу итоги, просто…

  • Кумола (Лумиваара)

    16 августа 2014 Поселок Кумола получил название Лумиваара в 1945 по названию волости, центром которой он является. Название Кумола имеет…

  • По границе Ореховского мира 1323 года

    6 августа 2016, суббота В мае прошлого года в Финляндии у озера Торса (Торжеярви) мы самостоятельно нашли пограничный камень (Torsansalon…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments