Александра Смолич (amsmolich) wrote,
Александра Смолич
amsmolich

Category:

Выставка работ Николая Фешина


Пора, пожалуй, подвести итоги сезона. Нет, я ещё собираюсь на Нестерова и Лабаса в корпус Бенуа, но, думаю, что никаких особых открытий и потрясений не предвидится.
Открытием года для меня стала выставка Фешина
http://rusmuseum.ru/exhib/lenta/exhibition2012/nikolaj_feshin_18811955/

Никогда раньше не слышала об этом художнике. Затрудняюсь словами описать его манеру письма. Кажется, будто это не законченная картина, а этюд, набросок, выполненный широкими мазками.

Мне понравилось, как выставка была оформлена. Дочь художника, Ия Николаевна, в своё время написала об отце воспоминания, кроме того собрала воспоминания людей, знавших художника. И вот на этикетках к картинам были даны отрывки из этих воспоминаний. У каждой картины есть интересная предыстория. Это создает удивительную атмосферу, как будто сам автор обращается непосредственно к посетителям выставки.

В корпусе Бенуа представлено около восьмидесяти произведений из российских и американских собраний. Но нет крупных работ Фешина из казанского музея и Академии художеств. Хранители объясняют это заботой о сохранности. У Фешина был способ грунтовки полотна, не обеспечивающий прочного сцепления с красочным слоем. Для перемещения картин это опасно.

Самая значительная часть произведений Фешина – около двухсот – хранится в Казани в Музее изобразительных искусств. Большая коллекция находится в музее Старк штата Техас, работы художника есть в Русском музее, Третьяковской галерее, Музее Академии художеств и других отечественных и американских музейных и частных собраниях.

Ниже несколько картин, которые мне больше всего понравились.


Николай Фешин (1881-1955) родился в Казани в семье резчика икон. Живописи учился в Петербурге в Академии художеств, в мастерской Ильи Репина. В годы Гражданской войны Фешин зарабатывал на жизнь росписью кустарных шкатулок. После революции ему приходилось по заказам советских учреждений писать портреты большевистских лидеров. По фотографии он выполнил портрет Ленина. В 1923, передав свои крупные работы в музей, Фешин с семьей уехал в США.

Портрет дочери:



Ия Николаевна Фешина (1914, Казань – 2002,Таос, США). Она была единственным ребёнком. В первом браке Рудихар, во втором – Брэнем. Балерина, психиатр. Много сделала для популяризации искусства Фешина. После смерти матери в 1983 году, получив в наследство дом Фешиных в Таосе и отреставрировав его, превратила в музей. Ия Николаевна организовала Институт Фешина, который очень активно работал, устраивая многочисленные художественные акции. Она активно участвовала и помогала в публикациях о художнике. Благодаря усилиям дочери художника при первой возможности произошло перезахоронение праха Н.И. Фешина в Казани в 1976 году. Тогда же была проведена первая совместная советско-американская выставка произведений Фешина. Во многом благодаря Ие Николаевне дом Фешина внесен в Национальный реестр исторических мест США. С 2002 года домом Фешина владеет музей искусств Таоса.

Ия в крестьянской рубахе. (1933):



Портрет Натальи Николаевны Кротовой (1923):



Кротова Наталья Николаевна (урожденная Спасская, 1888-1969). Училась в Казанской художественной школе и на высших женских курсах. Работала в школах Казани.
Из воспоминаний Н.Н.Кротовой: « Весной 1923 года я узнала, что Николай Иванович уезжает в длительную командировку за границу, в Америку. Мне очень было жалко, что Казань теряет его. Я решила попробовать приобрести у него что-либо. С этой целью я посетила его жену, которая в это время жила в Казани, и попросила ее узнать, возможно ли мне видеть Николая Ивановича. Когда разрешение было получено, я отправилась в село Васильево под Казанью, где у Фешина была собственная дача. Ярким зимним утром я приехала на дачу и была на пороге ее встречена хозяином. Таким образом я познакомилась с Николаем Ивановичем Фешиным. Он провел меня в дом и показал очень немногие вещи, которые висели у него на стенах. В небольшой проходной комнате висел натюрморт, изображающий накрытый стол и на нем черную сковороду с ярко-желтой яичницей -глазуньей. Натюрморт был очень эффектен. Но все же лицо человека привлекало меня более. Однако подходящих вещей не было, портреты же со своей маленькой дочери он не хотел продавать. Вид у меня был, видимо, очень разочарованный. Тогда Николай Иванович предложил мне сесть около белой стены, вероятно, печки, и позировать ему для портрета. Так мы с ним и поработали два часа. Он, вероятно, устал и рекомендовал мне немного погулять около дачи… Когда я вернулась … к своему удивлению увидела накрытый для чая стол и на тарелке вкусную рыбу. Я говорила, смеясь, что первый раз в жизни ем селедку, очищенную руками большого художника… Николай Иванович просил меня приехать ещё…»

[под спойлером крупное изображение]





Зимний пейзаж, Таос. Между 1927-1933. Частная коллекция, США:

В 1926 Фешин впервые приехал в Таос (Нью-Мексико). А уже в 1927 году состоялся переезд в Таос. Там Фешин приобрел участок земли. По собственному проекту Фешин построил дом со студией.

Таос – небольшой город на севере штата Нью Мексико, у подножия горной цепи Сангре-де-Кристос (Sangre de Cristos «Кровь Христа», поскольку на закате снежные вершины воспринимаются кровавыми), за которой находится пустыня, пересекаемая Рио Гранде. «Американский» город Фернандес де Таос вырос между древним поселением индейцев Сан Жеронимо де Таос (Таос Пуэбло) и старой испанской деревней Ранчос де Таос. В 1926 году Таос был деревней с 650 жителями, с грунтовыми дорогами, без электричества и с удобствами на улице.

В первый момент, когда издали увидела этот пейзаж, мне показалось, что это Саврасов. Прямо глазам своим не поверила.

[ крупно ]







Пожалуй, самое сильное впечатление на меня произвела картина слепого таосского знахаря. Из воспоминаний Ии Николаевны:

«… индейцы были очень похожи на татар. В Казани мы жили за городом и должны были ездить на поезде до города. Там не было гор, каньонов, пустыни, но были леса и бескрайняя Волга. Ощущение грандиозности природы рождалось и здесь, в Таосе, и там, в Казани. Возможно, именно для того, чтобы доказать внутреннюю связь этих столь отдаленных уголков земли, мы встретили таосского знахаря, Д-ра Бёрда. Он был слепым и поводырём ему служил его юный внук, и когда он был представлен моему отцу, Фешин попросил позировать для него – запрещенная вещь для старых индейцев. Мои родители по-русски стали обсуждать вопрос, как можно уговорить его позировать. Рядом находились и другие люди, которые что-то говорили по-английски. Внезапно старый человек спросил, что это за язык, на котором говорит этот художник и ему ответили, что это русский. После глубокого молчания, старик сказал, что этот язык очень похож на его родной (язык Tewa) и поэтому позировать безопасно для него. Этот неожиданный инцидент произвел глубокое впечатление на меня и я впоследствии невольно вспоминала о нем, когда встречалась с «знаменитыми» и «особенными»

[крупно]






Первой работой Фешина, принесшей ему успех в Америке, был портрет Давида Бурлюка. С Бурлюком они были знакомы и случайно встретились в нью-йоркском метро через несколько дней после приезда Фешина в США.

Портрет художника Д.Д. Бурлюка (Д.Д. Бурлюк,читающий лекцию)
Художественный музей Нью-Мексико, Санта-Фе, штат Нью-Мексико, США

[Читает лекцию с серьгой в ухе и в белых перчатках]






У нас выставка будет до 10 мая, а потом она отправится в Третьяковскую галерею, а затем в Музей русского искусства в Миннеаполисе и Художественный музей Фрай в Сиэтле.

В интернете можно посмотреть работы художника здесь http://en.gallerix.ru/storeroom/2114439537
Tags: Выставка
Subscribe

  • Изборск

    7 октября 2017, 16:00-18:00 Известно, что древний Псков, богатый и людный, окружил себя когда-то целым кольцом пригородов для защиты от врагов;…

  • Слобода Тобале́нец

    8 октября 2017, 9:15-14:30 История слободы Тобаленец восходит ко второй половине XVI века. В 1547 году тут на, так называемых, Синичьих горах,…

  • Кемь. Храмы

    25 июня 2016, 15:35-16:00 Западная сторона Белого моря называется Русское Поморье. Побережье от Кандалакши до Кеми называется Карельский берег, а…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments