Снова про школу, в которой мне повезло учиться.
Действительно академически в нашей школе учили не очень, кроме языка, разумеется. Я собиралась поступать в технический ВУЗ. Поэтому перешла в физ-мат школу. Там была прекрасная учительница математики. И всё. Больше ничего хорошего в той школе не было. Учителя запросто орали на учеников, называли тупицами (что, кстати, в основном было правдой). Оскорбляли, унижали. Причём все настолько привыкли к этому, что никто не обращал на это внимания. Это считалось нормой. Учителя могли запросто при всех жестоко высмеивать учеников. В школе царили фальшь и лицемерие. Причём ко мне всё это не имело отношения. Поскольку я прекрасно училась, то вообще могла делать всё, что угодно, ходила не в форме, плевала на их собрания. Меня как раз не трогали. Но до сих пор, я не могу привыкнуть к хамству и грубости, хотя сейчас, если меня достать, уже умею отвечать хамством на хамство.
Проучившись в таких разных школах, я пришла к твёрдому убеждению, что в первую очередь школа как раз должна воспитывать, давать чёткие нравственные ориентиры. У меня есть знакомые, которые на полном серьёзе утверждают, что в нашей школе нас испортили, не подготовили к жизни, что нам создали уютный мирок для своих. Что ну нельзя жить в России с такими взглядами. Уже писала про свою племянницу Олесю, которая учится в школе, устроенной по образу и подобию нашей школы. Так вот родители несколько озабочены атмосферой в этой школе. То есть она им конечно очень нравится, но они боятся, что потом ребёнку будет тяжело в реальном мире. Вот они там как то пытаются объяснить девочке правду жизни. Господи, зачем? Зачем портить ребёнка?
А знания только во вторую очередь. Причём по минимуму. Кто захочет, тот сам пойдёт дальше. Главное, мне кажется, не отпугнуть, чтобы у человека не появилось отвращение к процессу обучения.
Просто на личном примере. Как я теперь понимаю, Геннадий Палыч нам преподавал литературу не так, как это было в других школах. Я читала с удовольствием всё, что мы должны были читать по программе. Потому что он не забивал нам голову всякой ерундой. Поэтому, когда я перешла в другую школу, то меня уже было не остановить. Я уже читала. Но я уже тогда осознала, что если бы я училась у той училки и писала сочинения как надо, то я возненавидела бы всю русскую классику. Мы в десятом классе при подготовке повторяли всё, что читали в седьмом и восьмом. Господи, как я была потрясена. Это был тихий ужас. Евгений Онегин – это оказывается не про любовь, а про простых людей (С кувшином охтинка чего-то там колбасится). И всё остальное приблизительно также.
С благодарностью вспоминаю Нину Иванну, что вела у нас английский. Помню, как после седьмого класса она дала нам официальный список обязательной литературы на лето. Только добавила, Сагу о Форсайтах не читайте. Книга замечательная, но вы сейчас не поймете, почему Ирэн ушла от Сомса. Потом, когда вырастите, прочтёте. Потом, уже после того как я развелась с мужем, я прочитала и поняла Ирэн. У меня было всё тоже самое.
Действительно, во многом благодаря нашей школе я как белая ворона. Мне уютно только со своими. Причём, если в городе тебя никто не знает, живи как хочешь, никто внимания не обратит. А вот на даче. Это дааа. Вся жизнь на виду. И некоторых образ жизни нашей семьи раздражает как красная тряпка быка. Лезут с советами насчёт необходимости огорода (у нас его нет), что нам нужен забор (уже сорок лет живу без забора и ничего). Дочка (чуть младше нас) моей соседки, что напротив, со смещёнными нравственными ориентирами, как раз тоже закончила ту же школу, что и я. Только она в ней отсидела все 10 лет. Вот если бы не наша школа, то и я могла бы стать такой же. Когда мой сын учился в школе (хорошей, между прочим), я часто утешала его рассказами о нашей школе, о наших учителях. Мне кажется, что у меня получилось, он стал нормальным человеком.