Александра Смолич (amsmolich) wrote,
Александра Смолич
amsmolich

Categories:

Острова Канонерский и Белый. Морской канал

Это последняя часть про экскурсию на острова. Предыдущая часть .
С Гутуева острова наша группа отправилась на Канонерский и Белый острова. Никогда раньше не задумывалась, как туда попадают. Оказывается, тоннель, проходящий под Морским каналом и связывающий Канонерский с Гутуевским, был построен всего тридцать лет назад. А до этого был паром, на который пускали только по паспорту. А в гости наверно надо было ездить как в Кронштадт, по приглашению.
День 6 мая был чудесный, солнечный. С Канонерского острова открывается чудесный вид на залив. Море и небо были такого цвета как на фотографии. Был виден Кронштадт (~40км) и малюсенький купол Морского собора, что большая редкость.



На острове Белом расположена станция по очистке сточных вод. Площадь острова один квадратный километр, как Монако. Этот остров искусственный. Когда понадобилось построить водоочистную станцию, то для неё не могли найти подходящее свободное место. Поэтому на месте Белой мели намыли остров. После этого на этом острове построили первую в нашем городе станцию аэрации, на которой очищаются промышленные и бытовые сточные воды. В настоящее время очищается до 93% сточных вод. Кроме этой станции ещё есть станция на юго-западе в Сосновой Поляне и на севере недавно построили новую станцию. Поэтому сейчас очищается до 95% отходов. Думаю, что 100% очистки добиться практически невозможно. Пока, во всяком случае. К 2015-2020 хотят добиться 98% очистки.




Раньше воду очищали механически и биологически, но в наше время этого мало, так как в сточной воде много фосфора и азота, из-за которых всё зарастало синими водорослями. Сейчас научились очищать воду от этих примесей. Раньше за качеством очистки питьевой воды следили раки. Сейчас раков стали использовать и для контроля качества сточной воды. Интересно, что если температура воды выше 31*С, то работают австралийские раки, если температура ниже, то отечественные раки. Предприятие это режимное, но туда есть экскурсии. Но как обычно, только в рабочие дни и в рабочее время.



На Канонерском судоремонтном заводе (Канонерка) идёт ремонт.



Канонерский остров финны называли Кошачий . В XVIII веке остров назывался Батарейный.



Потом на этом острове решили проводить стрельбы морские пушкари- артиллеристы, которые назывались канониры . Поэтому остров переименовали в Канонерский и он так называется до сих пор.



На острове есть школа, бассейн.



Ни больницы, ни поликлиники на острове нет.

Интересно, что на острове нет улиц. То есть на острове сквозная нумерация домов. Адрес, например, такой: СПб, Канонерский остров, дом 33.



Одно из зданий портовой конторы в стиле модерн:



Во дворе стоит необычный памятник Канонерскому коту. То есть обыгрывается ещё и финское название острова Кошачий.



Морской канал
Подряд на строительство Морского канала получил Михаил Иванович Путилов. Он считал строительство канала главным делом своей жизни. На этом строительстве он потерял своё здоровье и умер за пять лет до окончания стройки.



Первый порт нашего города находился на Троицкой площаде на Петроградской стороне. Затем, в начале XIX века порт находился у стрелки Васильевского острова. Но уже в середине XIX века к стрелке не мог подойти ни один корабль. И тогда торговый порт перенесли из Петербурга в Кронштадт. То есть приходило торговое судно и все товары переваливает в пакгаузы Кронштадта. После этого весь товар перегружали на несамоходные баржи, которые тянули буксиры. Затем у какого-нибудь причала в Петербурге все товары перегружают опять. После этого гужевым транспортом всё везут на вокзалы или к другому речному причалу. Многие купцы наживались на такой перевалке. В частности на такой перевалке хлеба Калашниковы стали архимиллионерами. Поэтому они были категорически против строительства порта в Петербурге.
Сначала хотели построить порт на Васильевском острове или в Лахте, даже предполагали прорыть туда морской канал. Но все вокзалы у нас находятся на другом берегу Невы. И был всего один постоянный мост через Неву – Благовещенский.
Поэтому Путилов предложил построить порт на левом берегу Невы, в устье Екатерингофки между Гутуевским и Канонерским островами, объединив все виды транспорта – морского, речного и железнодорожного. Для этого нужно было построить 30-километровый канал от Кронштадта до Петербурга, обустроить канал, построить причалы, и, самое главное, подтянуть железную дорогу от всех вокзалов города. Таким образом, сейчас у нас порт связан со всеми городскими вокзалами.
Проект был очень дорогим, требовалось шесть миллионов рублей. Сам Путилов внёс задаток 220 тысяч рублей серебром. Строительство шло девять лет. Но нужно учитывать, что строили только в теплое время года, с середины апреля до середины октября.

Канал рыли землечерпалками, но полтора километра пришлось рыть вручную лопатами. Для этого делали специальные перемычки, дамбы, откачивали воду. Частично было использовано русло речки Батарейка, которая протекала в этом месте.



Кроме того, вдоль канала была построена дамба и несколько озеленённых островов, чтобы уберечь канал от нагонной волны и заиливания дна. Высота дамбы около 4,5 метров. Так как во время наводнения 1824 года вода поднялась на 4 метра. Поэтому всё было предусмотрено.



Путилов умер в 1880 году. В своём завещании он написал, что хочет быть похороненным на дамбе канала, откуда открывался вид на основанный им Путиловский завод. Поэтому первоначальная могила была на Гладком острове, на дамбе Морского порта. На завещании Александр II наложил резолюцию: «Если бы Путилов завещал похоронить себя в Петропавловском соборе, я и то согласился бы». Потом могилу перенесли в храм Путиловского завода, который был построен на деньги рабочих. При советской власти могила была уничтожена, гробы с останками Путилова и его жены сожжены в топке печи.



Торжественное открытие канала состоялось 15 мая 1885 года. По этому случаю на дамбе канала поставили обелиск, который был разрушен в 1930-е (видимо мешал движению трамвая). Кроме того была отлита памятная медаль, которая в настоящее время хранится в Русском музее.



Порт занимает огромную площадь. Обслуживают порт две железнодорожные станции «Новый порт» и «Автово». Фактически порт тянется до реки Красненькая, это там где улица Маршала Казакова и рынок Юнона. В порту есть много бассейнов, где разгружаются и переваливаются грузы.



В книге Бориса Усанова о Николае Ивановиче Путилове наш Морской канал сравнивается с Суэцким каналом. Вначале это кажется странным. Но там сравниваются эти каналы не в том виде, в котором они сейчас, а в том, какими они были изначально. Суэцкий канал был сдан в эксплуатацию в 1867 году, то есть на 18 лет раньше нашего. Суэцкий канал строили десять лет. Но строили его днём и ночью без перерывов на зимний сезон. Наш канал строили девять лет, но строили только в теплое время года. Суэцкий канал протяжённее нашего, но его строили по суше, а наш 30км по воде, что технически гораздо сложнее и затратнее. Несмотря на это, стоимость одного километра нашего канала вышла дешевле стоимости километра Суэцкого. Суэцкий канал изначально строился с односторонним движением. Наш канал сразу строили для двухстороннего движения. Вот прошло уже 127 лет, а ширина какой была, такой и осталась. А Суэцкий канал за это время неоднократно реконструировали, теперь он не 22м, а 44м. Наш канал по ширине по дну в среднем 85-120м, так было сделано изначально. При подходе к порту ширина 210 м. По глубине оба канала одинаковы ~12м. За все годы эксплуатации нашему каналу не потребовалась ни модернизация, ни реконструкции. Проводятся только работы по текущему обслуживанию, по очистке дна от заиливания.
В этом месте рыли лопатами, ширина 85м:


Несмотря на то, что на Канонерском острове нет улиц, недавно набережную вдоль Морского канала назвали в честь Путилова.




Запись сделана с помощью m.livejournal.com.

Tags: Любимый город, Экскурсия
Subscribe

  • Неразобранное за 2017 год

    Закончился 2017 год. О чем-то я писала, о некоторых поездках еще только собираюсь написать, о чем-то писать не планирую. Я не подвожу итоги, просто…

  • Кумола (Лумиваара)

    16 августа 2014 Поселок Кумола получил название Лумиваара в 1945 по названию волости, центром которой он является. Название Кумола имеет…

  • По границе Ореховского мира 1323 года

    6 августа 2016, суббота В мае прошлого года в Финляндии у озера Торса (Торжеярви) мы самостоятельно нашли пограничный камень (Torsansalon…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments