Александра Смолич (amsmolich) wrote,
Александра Смолич
amsmolich

Categories:

Митрофаньевское подворье, синодальная типография, институт киноинженеров.

Продолжение экскурсии по Кабинетской (Правды) улице. Здесь часть 1 и часть 2
Правды 17
После того, как в 1837 году университет переехал в здание Двенадцати коллегий, освободившийся на Кабинетской участок на три дома получил Синод.
В доме 17 помещение было преобразовано в подворье. Подворье – это общежитие для приезжавших в столицу митрополитов, чтобы представительствовать в синоде. В угловом помещении синод устроил церковь во имя Митрофания Воронежского . С этих пор это здание называлось – синодальное подворье Митрофания Воронежского. Считается, что именно Мирофаний в 1700 году наставил Петра отвоевать назад у шведов это место и основать здесь наш город, за что и был позже канонизирован.



Правды 15
В этом доме с 1888 года разместилась синодальная типография. До этого типография размещалась в здании синода на Петровской площади, но из-за существенного расширения к 1870-м печатной продукции решили построить отдельное здание типографии на территории Митрофаньевского подворья. Проект и смету составил архитектор Д.В. Люшин, служивший в это время в Синоде. Здание типографии предписывалось поставить так, чтобы «существующие постройки, службы при них и сад не потерпели ущерба». Поэтому четырехэтажное здание на подвалах архитектор проектировал перпендикулярно улице.



Только в этой типографии и такой же московской печатались богослужебные книги для всей страны.

Синодальная типография, по своему оборудованию, называлась образцовой, так как в ней были своя стереотипная, словолитня, брошюровочная и переплетная мастерские. Наборный зал в типографии был светлый, просторный и хорошо вентилируемый. В центре - широкий проход, по сторонам которого стояли шрифты-классы. На левой стороне набирали церковно-славянский текст, на правой - гражданский. Набор церковно-славянского текста выполнялся намного труднее гражданского, так как в нем много условных знаков, и потому от наборщиков требовались особая подготовка, внимание и опыт.

Это типография и сейчас является современным полиграфическим предприятием. Выпускает проездные документы строгой отчётности.



Правды 13
В 1891 году обер-прокурор Победоносцев предложил построить церковь в память о крушении поезда в Борках . Кроме того, была необходима «лаборатория» по отрабатыванию новых форм преподавания закона божия. Таким образом, решили создать образцовую церковно-приходскую школу. Синод эти идеи поддержал, но дело не двигалось до 1894 года, когда умер Александр III, который был учеником Победоносцева и во всём его поддерживал. Победоносцев опять выдвинул идею, что нужно построить такое здание. Но опять всё задержалось. Строительство началось перед самым ХХ веком.





В этом здании на первом этаже разместили издательские учреждения синода, на втором этаже были классы школы, а вот на третьем этаже, где двойные окна с гирьками, где резные каменные наличники, майоликовыми по-нашему сандриками, а по церковной архитектуре закомарами, с которых в советское время были сбиты золочённые двуглавые орлы (остались только желтые пятна), заседал училищный совет.
Сандрик





При этом здании с отдельным входом поставили церковь в память об Александре III во имя святого Александра Невского.



В арочном проёме на фасаде до 1954 года была огромная мозаика выполненная по оригиналу академика живописи А.Н. Новоскольцева в мастерской Фролова, которая изготовляла мозаики для Спаса-на-Крови. Мозаика изображала Христа благословляющего детей, а на переднем плане всех детей Александра III. При советской власти мозаику заштукатурили, но видимо она осыпалась, и изображение Христа постоянно проступало. Поэтому в 1954 году мозаику окончательно уничтожили.



Наверху были четыре иконы с покровителями членов семьи. Две иконы расчищены.



Здание построил архитектор Померанцев.







Майоликовый фриз с изображением русских чертополохов.



На этом месте была бронзовая доска, сообщающая, что храм построен в память Александра III.



С восточной стороны был витраж.



Всё здание выдержано в формах московской архитектуры XVII века, то есть того самого времени, когда начала царствовать династия Романовых.



Декретом от 9 сентября 1918 года в целях развития в России «фотографических и фототехнических знаний и промышленности, а также возможно быстрого поднятия уровня профессионального образования во всех областях оптического, фотографического, фототехнического и печатного дела, равно и для специальных научных изысканий, учреждено в Петрограде Государственное высшее учебное научно-промышленное и культурно-просветительское установление под наименованием Высший институт фотографии и фототехники».

В этот институт киноинженеров на электротехнический факультет в 1939 году поступил мой папа. Но потом он заболел туберкулёзом, затем война, блокада. Поэтому в этом институте он учился недолго.

1 – Митрофаньевское подворье
2- типография
3 – Институт киноинженеров

Tags: Любимый город, Московская часть, Папа, Экскурсия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments