Александра Смолич (amsmolich) wrote,
Александра Смолич
amsmolich

Categories:

Улицы Ивановская, Ямская и Николаевская.

Продолжение об экскурсии по улице Правды. Хоть экскурсия и называлась «улица Правды», но на самом деле был охвачен небольшой кусочек второго участка Московской части.

Социалистическая 16

Здание построил архитектор Павел Михайлович Мульханов (1857 – 1942), построившего около 80 зданий в нашем городе. 47 домов возвел архитектор на Петроградской стороне. Есть среди них вполне заурядные, но добротные, а есть настоящие имбирные пряники – то ли Берлин, то ли Вена, то ли Рига, – тяга к декоративности всегда была близка Мульханову.
Этот дом – одна из поздних его построек (1912), когда в моду входят более строгие, классические ордерные детали.



Фасад отделан белым моющимся кирпичем-кабанчиком.



Фасад украшают совершено удивительные барельефы. Такие барельефы были только в 1800-х годах в Александровскую эпоху.





В 1910-х их стали повторять, чтобы показать преемственность русского классицизма, золотого века русской культуры в серебряном веке ХХ столетия.




Социалистическая 14

Здание построил архитектор Борис Ионович Гиршович в 1906 году. За фасад этого здания в 1907 году он был награжден серебряной медалью на конкурсе лучших фасадов.

В здании располагалась типография Березина.


Здание построено в стиле прерафаэлизм характерного для английской архитектуры.



С одной стороны – итальянские арочные окна:



С другой стороны – девушки. Здание типографии, поэтому каждая девушка держит в руках либо книгу, либо свиток, что является прекрасной рекламой просвещения и собственно деятельности типографии:



Обилие растительных орнаментов – всё это признаки английского модерна:









Декорированные металлические балки над окнами на четвёртом этаже (кажется, что это барельеф), то есть комбинация разных материалов, постепенный переход одного материала в другой.





Окрашенный кирпичный камень, гранитный портал:





Верхний этаж затянут изразцами, причём здесь изразцы совершенно удивительные для нашего города – зелёные узорчатые, как будто лес, который завершается щипцом.





На фасаде много металлических деталей, кованых деталей.



Металлические эркеры характерны для английской неоготики.



Типография здесь существовала до 1990-х годов, здесь печатались многие городские газеты.
Потом она обанкротилась. В 1992 году здесь совершенно случайно был пожар. Здание было в разрушенном состоянии. Улицу около дома огородили, но всё равно ходить было страшно. Казалось ещё чуть-чуть и здание совсем развалится. Вот нашла в интернете фотографию:



Через два года нашёлся новый хозяин. Московские инвесторы прекрасно восстановили здание. Восстановили, к сожалению, и дополнительный этаж, который был надстроен в советское время. Теперь здесь офисы. Здание имеет свою автоматизированную газовую котельную, систему центральной вентиляции и кондиционирования, систему контроля и управления доступом, систему видеонаблюдения, охранную и пожарную сигнализации.

Жители города у здания типографии летом 1941 года читают сводки с фронта:




Достоевского 36

Это собственный доходный дом архитектора Г. В. Барановского , построенный в 1897 году. Барановский известен каждому, так как он построил здания Елисеевских магазинов в Петербурге и в Москве.



Дом кажется очень современным, как будто он построен совсем недавно.



По своему устройству этот дом был очень необычным. Весь фасад целиком покрыт керамикой, которая легко моется. Вдоль всего фасада идут ленточные балконы, что было новинкой в то время. Надо сказать, что эта новинка не прижилась. По-моему других таких домов у нас в городе нет. Зато в Париже такие фасады были очень популярны.



Стена завершена большим навесом на кронштейнах, что хорошо защищало стену от дождевых потоков. У дома есть большой антресольный этаж.



Дом не ремонтировался сто двадцать лет, и за это время с него не упал ни один кирпич.



В этом доме всего одна парадная , во дворе на уровне второго этажа есть застеклённая с обеих сторон галерея, для того, чтобы люди, жившие внутри двора не чувствовали себя гражданами второго сорта, по сравнению с жителями фасадных квартир. То есть чёрная лестница в принципе отсутствует. Такое вот архитектурное решение проблемы социального равенства всех жильцов.



Арка во двор:



Сохранились ворота:



В центре двора, на уровне второго этажа находится галерея. Она позволяет жильцам дворового флигеля входить в дом через парадную.



Эта галерея была ещё и зимним садом. Галерея была застеклена матовыми травлёными стёклами с изображениями китайского бамбука и каких-то китайских марихуан. Сейчас там ничего не осталось.



Дворовые фасады отделаны штукатуркой:



Идеи равенства до добра не доводят. В доме сплошные коммуналки, во дворе дико воняет мочой.




Достоевского 44-46. Механический завод К. Б. Зигеля.
Здание в кирпичном стиле построил архитектор Иероним Севастьянович Китнер в 1898-1902гг.
Корпуса завода, где размещались механические мастерские и жилые квартиры, занимают участок вплоть до Марата. По адресу Марата 63 находится особняк К. Б. Зигеля. Участок для строительства завода был куплен в конце XIX века. Завод производил водопроводную и газовую арматуру.



Китнер использовал для строений высококачественный кирпич; он считал, что открытая кирпичная кладка для погодных условий Петербурга выразительнее и долговечнее, чем штукатурка.



Уникальным для Петербурга является декор этого здания с граффити. Это классический пример того граффити, которое распространено в Чехии, в Париже, во Флоренции.
Граффити делается следующим образом – на мягкой штукатурке, в которую добавлялись масляные препараты, начерчивался как гравюра насечками узор, покрывалось жирной сажей. Когда сажа застывала, верхняя часть полировалась и оставался графический узор. Он был дешевле скульптуры и прочнее фрески, поэтому его очень любили в лютеранских странах. Ещё пару лет назад здание было в превосходном виде, но в протечки после трёх последних зим привели к осыпанию граффити. Это случилось на этом доме впервые.



Все узоры на темы, которые задаёт само производство – свитки чертежей, треугольники и циркули, шестерёнки, различные инструменты. И всё это закручено в букву S, по первой букве фамилии владельца.



У входа в контору установлены два бронзовых медведя-торшера, которые держат дубовые стволы с фонарями:




Флагодержатель:




Марата 63. Особняк К. Б. Зигеля.
Архитектор Китнер (1888-1890).
Для себя Зигель построил особняк в стиле французского ренессанса.



Во дворе виден корпус завода:



На фасаде снова S - первая буква фамилии Зигеля, циркуль и треугольник:





В те годы Николаевская (Марата) была очень тихой улицей, особняк был практически загородным жильём. На втором этаже чудная терраса:



Башня с пирамидальным шатром:



Чудная решётка



1 - Социалистическая 16. П. М. Мульханов. 1912г. Доходный дом.
2 - Социалистическая 14. Б.И. Гиршович. 1906г. Здание типографии Березина.
3- Достоевского 36. Г. В. Барановский. 1897г. Собственный доходный дом.
4 - Достоевского 44-46. И.С. Китнер. 1902г. Механический завод К. Б. Зигеля.
5 - Марата 63. И.С. Китнер. 1888-1890г. Особняк К. Б. Зигеля.


Здесь предыдущие записи об экскурсии 1 , 2 и 3
Tags: Любимый город, Московская часть, Экскурсия
Subscribe

  • О памятниках «пламенному трибуну»

    В Пскове обратила внимание на памятник Кирову. Этот же памятник раньше видела в Петрозаводске и Медвежьегорске . Первый памятник из этой серии…

  • Кумола (Лумиваара)

    16 августа 2014 Поселок Кумола получил название Лумиваара в 1945 по названию волости, центром которой он является. Название Кумола имеет…

  • По границе Ореховского мира 1323 года

    6 августа 2016, суббота В мае прошлого года в Финляндии у озера Торса (Торжеярви) мы самостоятельно нашли пограничный камень (Torsansalon…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments