Александра Смолич (amsmolich) wrote,
Александра Смолич
amsmolich

Categories:

Шлиссельбург и окрестности (2). Приладожские каналы и Шлюшин.

По дороге из Путилова в Шлиссельбург нам рассказывали о Ладожском озере, реке Неве, Ладожских каналах и городе Шлиссельбурге. О Ладожском озере и Неве в основном рассказывали то, что можно прочитать везде – длина, ширина, глубина, наводнения и т.д. Например, что Нева самая короткая река в Европе, но зато самая полноводная. Про штормы на Ладоге. Короче всё, что все и так с детства знают.




Вот информация из энциклопедии Брокгауза и Ефрона:

В старейших русских летописях Ладожское озеро значится под именем Нево, в договорах новгородцев с ганзейскими городами – под именем Алдея, Альдачен, а некоторыми писателями называлась Альдога.


Название Ладожского озера в первый раз встречается в летописи в 1228 году. Озеро входило в состав «Варяжского пути».



С развитием Новгорода, почти вся местность Ладожского бассейна вошла в состав его владений. Новгородцы имели на Ладожском озере не только торговый, но и военный флот. Несмотря на победу Александра Невского (1240), шведы успели покорить Финляндию, причем, для преграждения морского пути, построили в устье реки Охты крепость Ландскрону. Новгородцы, прорываясь через Неву, успели, однако, разрушить Ландскрону, а для защиты своих владений от шведов построили крепость Ореховую (1323), при выходе Невы из Ладожского озера.




После того, как Петр I освободил эти места, встал вопрос о безопасном судоходстве. В указе от 18 ноября 1718 года говорится: «известно какой великий убыток по вся годы числится на Ладожском озере от худых судов и что одним сим летом с 100 судов пропало». Хотя по озеру ходили совершенно свободно новгородские и ганзейские суда, но для появившихся на нем «худых» судов оно, естественно, оказалось опасным, вследствие чего оказалось необходимым прорыть обходной канал, в котором никакие бури не могли бы быть страшны.

Вид сверху на Петровский канал, виден четырехниточный шлюз:


Первый обходной приладожский канал был начат в 1719 году между Невою и Волховом. Первоначально постройку этого канала предполагалось произвести хозяйственным способом, при помощи «работников со всего государства», но затем постройка была отдана подрядчикам, которые обязались работы произвести вольнонаемными рабочими и окончить канал в два года. Вскоре, однако, у подрядчиков оказался недостаток в рабочих, вследствие чего в 1721 году, по повелению царя, было отправлено на канал до 15000 казаков и несколько драгунских полков, в числе 12000 человек. Хотя надзиравший за работами капитан лейб-гвардии бомбардирской роты Скорняков-Пичарев постоянно доносил об успешном ходе работ, но даже в 1723 году канал был вырыт только на протяжении 12 верст; в работах были сделаны большие упущения, за которые Писарев был сослан в Сибирь, а на место его назначен Миних. При Минихе работы шли быстрее, но канал был окончен и открыт только в 1731 году.

Четырехниточный шлюз на Петровском канале:


Он же со стороны Невы:


Потом были построены каналы Сяський – в 1802 году, Свирский – в 1810 году. Но этого оказалось недостаточно для пропуска всех судов, кроме того оказалось, что Петровский канал недостаточно снабжен водой.
Тогда было решено провести новый канал, параллельно старому, между последним и берегом Ладожского озера. Начатый в 1861 году, новый канал был окончен и открыт в 1866 году.

Вид сверху на новый канал:


Из статьи в энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
Шлиссельбург (в просторечии Шлюшин) – уездный город С.-Петербургской губернии, при истоке Невы из Ладожского озера, в 60 в верстах от города С.-Петербурга (по Неве). Собственно город расположен на левом берегу Невы, при соединении её с Приладожскими каналами, в низменной песчаной местности, открытой холодным ветрам с озера; на низменном песчаном острове (у самого истока реки, дл. до 200 и шир. около 100 саж.) крепость, ныне обращенная в государственную тюрьму.



На противоположном правом берегу Невы подходит ветвь Ириновской узкоколейной железной дороги, станция которой называется Шереметьевской (от пригорода Охты в 39 в.). Жителей в 1897 г. 5285 (3102 мжч. И 2183 жнщ.).



3 православных црк., из которых одна, построенная при Петре Великом, в крепости; в 2 в. от города, на Преображенской горе, единоверческая црк.;




гостиный двор;


обширная ситценабивная фбр., основанная при Екатерине II на Екатерининском острове Невы, на месте разобранного деревянного дворцаПетра Великого; рабочих свыше 1000 человек и производство оценивается в 2 ½ милл. р. в год.



Торговое значение Шлиссельбурга ничтожно; город бывает оживлен только в навигационное время, когда проходят караваны судов, идущие в Петербург с Мариинской системы и с Ладожского озера.



Летом Шлиссельбург соединен срочными рейсами пароходов с Петербургом (ежедневно по нескольку раз) и с пристанями по приладожским каналам, по Ладожскому и Онежскому озерам. 2 министерских училища – мужское трехклассное и женское одноклассное; учащихся 112 мальчиков и 67 девочек; больница. Доходы города в 1900 г. составляли 33950 р., расходы 34364 р. На гор. общ. управление город расходует около 10%, на народное образование – не более 2,5% (свед. 1897 г.).




Памятник сподвижнику Петра Савве Лукичу Рагузинскому:


Наконец наша группа подошла к причалу и нас стали переправлять на остров. В катере 8 мест, переправа в одну сторону 75 рублей. Все одели жилеты.


Катер нещадно заливало водой со всех сторон


Через пять минут были на причале острова


Все вымокли, хорошо у меня куртка непромокаемая, но зато ноги были мокрые насквозь. Жаль, что не догадалась взять с собой немного коньяку. На острове на ураганном ветру и под дождем мы были три часа. Думала, что всё, воспаление чего-нибудь мне гарантировано. Но оказалось, что какой-то иммунитет у меня ещё есть.
Tags: Шлиссельбург, Экскурсия
Subscribe

  • Вятское. Учащие и учащиеся

    11 октября 2019 Село Вятское было казенным, проживали в нем государственные крестьяне. В 1842 году здесь было открыто первое в Даниловском уезде…

  • Петр Телушкин и другие

    Самое высокое здание Петербурга с 1733 по 2012 гг. - колокольня Петропавловского собора, высота 122,5 метра. Колокольня имеет три яруса. На высоте 16…

  • Село Ново-Спасское, Рыбницы тож

    11 октября 2019 Автобус из Красного Профинтерна на Ярославль отправился с небольшим опозданием. Через две минуты проехали Тюнбу, потом через минуту…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

  • Вятское. Учащие и учащиеся

    11 октября 2019 Село Вятское было казенным, проживали в нем государственные крестьяне. В 1842 году здесь было открыто первое в Даниловском уезде…

  • Петр Телушкин и другие

    Самое высокое здание Петербурга с 1733 по 2012 гг. - колокольня Петропавловского собора, высота 122,5 метра. Колокольня имеет три яруса. На высоте 16…

  • Село Ново-Спасское, Рыбницы тож

    11 октября 2019 Автобус из Красного Профинтерна на Ярославль отправился с небольшим опозданием. Через две минуты проехали Тюнбу, потом через минуту…